Российским компаниям грозит обязательное импортозамещение в IT

Согласно проекту нового указа президента, подготовленному Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи), ряд предприятий может быть обязан уже к 1 января 2021 года полностью перейти на отечественное программное обеспечение (а с 2022 — и оборудование заменить). Речь идет об участниках критической информационной инфраструктуре (КИИ), в которую входят кредитно-финансовые организации, энергетические, оборонные, топливные и транспортные компании, а также государственные органы и прочие структуры.
Российским компаниям грозит обязательное импортозамещение в IT

Полный список предприятий, а также порядок их обязательного перехода на российские аналоги зарубежных программно-аппаратных решений должен быть утвержден правительством до 1 сентября. Первоначально планировалось, что лишь узкий сегмент самых критически важных предприятий будет импортозамещать свою IT-инфраструктуру поэтапно — до 2024 и 2028 годов переводить разные элементы своих систем на аппаратные решения и микроэлектронику отечественного производства. Согласно новому указу (пока еще его проекту), сроки резко уменьшаются, а спектр попадающих под его действие организаций существенно расширяется, «вплоть до ломбардов, так как они относятся к кредитно-финансовой сфере» (цитата по РБК эксперта по информационной безопасности Cisco Systems Алексея Лукацкого).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Издание РБК опросило экспертов отрасли, которые довольно скептически отнеслись к этой идее. Несмотря на то, что планы по переводу на отечественные программные и аппаратные разработки обсуждались давно и не были новостью, во многих отраслях производственные процессы просто невозможно быстро перестроить. К ним относятся атомная энергетика, предприятия топливно-энергетического комплекса, металлургия и вообще почти все производства с круглосуточным циклом. По оценке специалистов, полный переход на российское IT-оборудование и ПО даже в самых критических с точки зрения информационной безопасности и независимости организациях занимает не полгода и не год, а, как минимум, несколько лет.

Теоретически, при необходимости предприятие может запросить разрешение на сохранение зарубежного оборудования и ПО, но только если оно не имеет российских аналогов. Как именно будет регламентирована подобная процедура и каковы критерии оценки «аналогов» пока неизвестно. Сообщается лишь, что даже в таком случае обслуживаться IT-инфраструктура должна отечественными компаниями, не имеющими зависимости от иностранных бенефициаров. Кроме того, эксперты отмечают множество потенциально неразрешимых проблем от такого импортозамещения. Например, импортное ПО и техника создаются компаниями, среди которых десятилетиями устанавливались горизонтальные связи, что приводило к совместимости самых разных разработок. В России среди производителей программ и оборудования такой интеграции почти нет. Наконец, ряд промышленных компьютеризированных систем попросту не имеет отечественных аналогов и они не могут скоро появиться, так как их цикл разработки и тестирования может составлять десятилетия.