Многие разработки не только отечественной промышленности проходят весьма печальный путь «громкий анонс — несколько лет скупых известий о ходе работ — тишина в назначенный срок презентации первых результатов». Однако иногда о таких проектах вспоминают и получается даже в некоторой степени забавно.
Обещанные российские экранопланы нового поколения вспомнили в США

На американском патриотическом портале для публикации начинающих журналистов и независимых авторов We are the Mighty («Мы [США] могучие») бывший редактор журнала «Солдат удачи» и автор книги «Ударная группа «Рейган» Гарольд Хатчинсон опубликовал статью о советских и российских экранопланах. Информационным поводом стало напоминание о том, что в России строится новый «морской монстр» — А-050 «Чайка». Многие отечественные СМИ даже успели подхватить историю в разной степени претенциозности ключе.

Что же с ней не так? В первую очередь проблема заключается в том, что Гарольд в качестве источника привел запись в официальном Twitter-аккаунте российского посольства в ЮАР, сделанную в 2017 году. Причем, он почему-то не взял ссылку, указанную в этой записи. А там интервью издания Sputnik с Иваном Анцевым, исполнительным директором «НПП «Радар ммс», в котором тот сообщает, что проектно-конструкторские работы по «Чайке» выполнены до степени готовности к опытному производству, был бы заказчик. Иван предполагает, что серийный выпуск удастся наладить в 2019—2020 годам.

Видимо, опираясь на обозначенные сроки (и не учитывая условие наличия заказчика) Хатчинсон и сделал вывод, что экраноплан вовсю уже строится и вот-вот встанет на вооружение. Что еще удивительнее, журналист сравнивает А-050 с легендарным детищем советского ЦКБ Алексеева — экранопланом-ракетоносцем «Лунь». При создании этого гиганта массой под 400 тонн использовались наработки по проекту «КМ» (Корабль-макет), который получил прозвище «Каспийский монстр». В свою очередь «Чайка» является относительно небольшим летательным аппаратом с максимальной взлетной массой в 54 тонны.

Разговоры о возрождении работ по такому экстравагантному классу летающих и плавающих машин, как суда на динамической воздушной подушке (экранопланы, или, по западной классификации, Ground-effect vehicle, GEV) идут в России довольно давно. Учитывая, что на текущий момент перспективы данного типа «не-самолетов» и «не-кораблей» туманны, реальных подвижек в создании новых моделей не наблюдается. Тем не менее, РИА «Новости» связались с Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева, где журналистам подтвердили факт разработки «Чайки» и даже «Чайки-2»:

[организация] ведет разработки проектов экранопланов нового поколения, в том числе и А-050−742d «Чайка-2». Проект экраноплана был представлен на международных выставках. Его технические характеристики — в открытом доступе. Вопросы о строительстве экранопланов нового поколения руководство предприятия не комментирует.

Американские журналисты вспомнили о том, что к 2020 году в России должны были принять на вооружение новейшие экранопланы. Но не приняли Стоит отметить, что сама по себе концепция экраноплана, как современного транспортного средства вызывает больше вопросов, чем способна решить проблем. Принципиальное ограничение такого типа воздушных судов — полет на высоте не более нескольких метров над землей. Это означает, что движение будет происходить в самых плотных слоях атмосферы, да еще и в зоне максимально вероятного столкновения с птицами, линиями электропередач или другими объектами. Как создатели новых экранопланов собираются решать подобные проблемы и сделать их конкурентоспособными по сравнению с классической авиацией — не сообщается.