Сотрудники предприятия «Главкосмос Пусковые Услуги» провели анализ открытых источников и вычислили примерную разницу в стоимости запусков ракет частной космической компании SpaceX для коммерческих заказчиков и для государственных. На основании этих чисел был сделан вывод, что НАСА и ВВС США «оплачивают» многоразовость Falcon 9.
Главкосмос посчитал, сколько реально стоят ракеты SpaceX

Согласно записи в официальном Facebook-аккаунте Главкосмоса, SpaceX через такие структуры, как НАСА и ВВС США, за счет американских налогоплательщиков восполняет затраты на производство первых ступеней ракет. Такой вывод был сделан на основе ряда предположений о структуре затрат на все компоненты носителя в общей стоимости запуска. Авторы аналитики отмечают, что:

технология reusability, по состоянию дел на сегодня, с экономической точки зрения оправдывает себя только в случае наличия «якорного» заказчика пусковых услуг на внутреннем рынке (в случае SpaceX это НАСА и ВВС США), готового заплатить максимальную или полную стоимость за матчасть РН, часть из которой потом будет повторно использована в рамках коммерческих пусковых услуг на внешнем рынке

С краткой выдержкой статьи можно ознакомиться на инфографике ниже:

Стоит отметить, что более высокая стоимость запуска для государственных структур никогда не скрывалась представителями SpaceX. Как правило, этот факт объяснялся необходимостью проведения ряда специфических процедур, связанных с более строгими требованиями заказчика. Тем не менее, существует и другое объяснение, не подтвержденное официально: даже при завышении ценника для NASA и Air Force по сравнению с обычным прайс-листом, компания Илона Маска все равно предлагает самые дешевые носители, поэтому «не грех и заработать».

Расчеты Главкосмоса выглядят достоверными и не противоречат известным фактам, но при этом на их основе заявлять, что первоначально первые ступени Falcon 9 производятся только за счет госзаказа — неверно. Как минимум потому, что согласно тем же открытым источникам SpaceX произвели не менее 42 первых ступеней, которые могли быть повторно использованы (не все из них удалось/планировалось). Запусков в интересах NASA и ВВС США было сделано 32, причем в пяти случаях посадка первой ступени после старта не предусматривалась условиями миссии. С другой стороны, это почти 40% от всех стартов Falcon 9, так что вклад правительственных заказов в экономику SpaceX отрицать, действительно, нельзя.

Примечание. У каждой первой ступени Falcon 9 есть серийный номер вида B10xx. y, где «xx» — порядковый номер ускорителя на производстве, а «y» — номер запуска этого конкретного ускорителя. Таким образом, B1051.4 означает, что это пятьдесят первая произведенная первая ступень ракеты, которая отправляется в космос уже четвертый раз. Первая успешно вернувшаяся на землю ступень Falcon 9 — B1019, первая использованная повторно — B1023, она полетела в составе первого Falcon Heavy как боковой ускоритель.

В приведенных выкладках есть и один весьма интересный момент — они противоречат словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина. Он ранее заявлял, что SpaceX получает от НАСА и других государственных заказчиков «за ту же услугу от 1,5 до 4 раз больше», но согласно свежим расчетам Главкосмоса разница не превышает 30% в самом дорогом контракте. Напомним, ранее Рогозин утверждал, что многоразовые ракеты в современных условиях невыгодны, а также пообещал ответить на демпинг Илона Маска новой ракетой и снижением стоимости запусков российских носителей почти на треть.

Интересно как устроен ядерный реактор и могут ли роботы построить дом?
Все о новых технологиях и изобретениях!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.