Американцы рассказали, как спасли космическую отрасль России

В аэрокосмической отрасли существует один довольно старый секрет Полишинеля, он же — излюбленная тема самых ожесточенных споров между сторонниками США и России. Речь идет, конечно же, о покупке советских и российских ракетных двигателей американскими компаниями для своих носителей. Недавно глава United Launch Alliance (ULA) Тори Бруно рассказал, что это делалось по прямой указке правительства.
Американцы рассказали, как спасли космическую отрасль России

Никакой особой тайны тут никогда и не было — никто просто не говорил об этом прямо. Две американские ракеты (из семи, находящихся в эксплуатации), «Антарес» и «Атлас-5», оснащаются модифицированными двигателями НК-33 и РД-180 соответственно. Первый носитель разрабатывался Orbital Sciences Corporation, а второй — как раз ULA. Оба агрегата существенно модифицировались перед установкой на ракеты, в основном в плане электронной аппаратуры и системах управления. Тем не менее, технически, это все-таки отечественные двигатели, где большая часть «железа» — российского (в случае НК-33 — советского) производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одной из самых очевидных причин при выборе «вражеских моторов» для носителей является экономическая — адаптировать существующие агрегаты, если они подходят под требования, проще, чем разработать с нуля. К тому же, ТТХ советско-российских двигателей лучше соответствовали техническому заданию на новые ракеты. Поэтому было принято решение сэкономить средства и взять уже проверенные решения, тем более, что по меркам космической отрасли НК-33 и РД-180 стоят ну очень дешево. И если с вышеописанным аспектом все более-менее понятно и легко можно просчитать, то второй момент — политический, долгое время оставался подвешен в воздухе.

Исполнительный директор United Launch Alliance (ULA) рассказал, почему его компания приобретает российские ракетные двигатели для одного из своих носителей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существовал консенсус, гласящий, что важным аргументом при покупке ракетных двигателей из бывшего СССР был вопрос сохранения отрасли, чтобы технологии в ходе бурных 1990-х не попали в руки «преступных режимов». Это было бы очень невыгодно для США и данную версию на днях подтвердил Бруно. Его подписчик в Twitter задал вопрос: «Почему ULA использует российские двигатели? В США многие компании могут построить ракетный двигатель. Очевидно, российские дешевле, но может есть и другое объяснение?». Тори прямым текстом отвечает: «Правительство США (USG) попросило нас купить их в конце холодной войны, чтобы российские ракетчики не закончили в Северной Корее или Иране».

В любом случае, продажи двигателей американцам если и не стали спасительными для разработчика РД-180 «НПО Энергомаш», то уж точно были не лишними. Несмотря на массу слухов и домыслов, для всех участников сделки, этот контракт является удачным и плодотворным. Например, с 2016 года вместо НК-33, а точнее его адаптированной версии AJ-26 для «Антаресов», на эти ракеты ставится новый РД-181. Дело в том, что производство прежних агрегатов уже невозможно и все они были созданы еще в 1970-х.

Василий Парфенов
Василий Парфенов 21 Апреля 2020, 04:16
Про Антаресы, согласен, умудрился еще в 2016 проглядеть, что они таки полетели на РД-181
SergA
SergA 20 Апреля 2020, 23:13
В открытых источниках полно информации. Неужели лень прочитать? Про ведущиеся работы по замене НК-33 на РД-180 - полное фуфло. Все остальное - на уровне сообщений информационного агенства ОБС.
Василий Парфенов
Василий Парфенов 20 Апреля 2020, 19:09
¯\_(ツ)_/¯
SergA
SergA 20 Апреля 2020, 17:20
Автор не в теме.