На рынке космических запусков сложилась ситуация, которая еще 20 лет назад казалась фантастикой — частные компании уверенно «выдавливают» государственные, как минимум, в нескольких сегментах сразу. Чтобы не проиграть конкуренцию американской SpaceX Роскосмос планирует снизить стоимость запусков почти на треть.
Роскосмос ответит на демпинг SpaceX новой ракетой и скидкой в 30%

По словам Дмитрия Рогозина, которые приводят «Ведомости», российская государственная корпорация по космической деятельности ведет работы над снижением стоимости запусков на 30%. Выполняться эта задача будет за счет снижения издержек, не связанных напрямую с производством. Об этом Рогозин рассказал президенту России Владимиру Путину на совещании в пятницу, 10 апреля. Кроме того, ведется разработка новых ракет-носителей различных классов, например «Союза-2М», который будет способен выводить на орбиту 2−3 тонны груза всего за 30 миллионов долларов.

Глава Роскосмоса отмечает, что это позволит сохранить конкурентоспособность на фоне американской частной космической компании. Он считает, что демпинг со стороны этой фирмы обусловлен государственной поддержкой США, по его мнению НАСА платит SpaceX «за ту же услугу от 1,5 до 4 раз больше». Стоит заметить, что подтверждений своим словам Дмитрий Рогозин не приводит, только указывает коммерческую стоимость запуска ракеты Falcon 9 — «около $60 млн».

Последний ценник близок к реальности и ориентировочный прайс-лист на пусковые услуги SpaceX действительно составляет 62 миллиона долларов, однако это значение может существенно изменяться в зависимости от условий контракта. Запуски по заказу оборонных и прочих государственных структур выполнялись много раз и почти никогда их стоимость не превышала $100 млн. Исключением являются случаи, когда на орбиту отправлялся космический корабль Dragon — при этом в цену полета входил и он.

Ракета-носитель Falcon 9 — основная «рабочая лошадка» SpaceX — на данный момент не имеет прямых аналогов по совокупности своих качеств. Она способна выводить до 22 800 килограмм на низкую орбиту даже без использования своего главного преимущества — возврата первой ступени на Землю (около 13,5 тонн в многоразовом варианте). Это также является уникальным свойством Falcon 9: возможность повторного использования ускорителей. Все конкуренты либо существенно дороже (Atlas V, Delta IV, Ariane 5), либо менее надежны (Протон-М), либо пока не летают (Ангара).