Неполадки в новом космическом аппарате CST-100 Starliner связаны исключительно с софтом.
Boeing признал проблемы в программном обеспечении Starliner
NASA

Руководитель проекта Starliner в американском аэрокосмическом концерне Джон Малхолланд официально признал, что в тестовый полёт к международной космической станции (МКС) была отправлена капсула, которая не прошла положенные перед запуском проверки. В беседе с The Washington Post представитель Boeing пояснил, что Starliner не смог пройти все необходимые тесты, а кроме того для проверки софта использовалась недоработанная программа.

«Оглядываясь назад, сейчас легко говорить, что нам стоило сделать, чтобы предотвратить проблемы, но это лишь потому, что мы уже выявили ошибки. Я ни в коем случае не хочу сказать, что команда проекта работала спустя рукава — это не так, они провели множество испытаний и тестов, но, очевидно, у нас есть некоторые пробелы, которые следует заполнить», — заявил Джон Малхолланд.

Первый космический полет CST-100 Starliner состоялся 20−22 декабря 2019 года и проходил в беспилотном режиме. Сначала бортовая электроника не смогла запустить двигатели, которые должны были доставить капсулу на МКС, затем Starliner потерял связь с Землёй и к моменту, когда её удалось восстановить, на борту уже не хватало топлива для полёта к МКС. В итоге пришлось сажать капсулу в пустыне Нью-Мексико на несколько дней раньше срока.

Выяснилось, что ошибки в софте вызвали сбой калибровок времени на космическом корабле и неправильному определению полётного времени. Эту проблему удалось решить достаточно оперативно, отправив и загрузив на Starliner патч во время его нахождения в космосе, но затем была выявлена другая недоработка, которая потенциально могла привести к проблемам в работе двигателей в момент разделения технического модуля и отсека с экипажем.

Уже сейчас в Boeing займутся проверкой всех 1 миллиона строк программного кода на космическом корабле, а также изменят процедуру тестирования систем Starliner перед отправкой капсулы в космос. При этом в NASA отметили, что проблемы «носят фундаментальный характер и пока неизвестно, сколько ошибок в софте — две или несколько сотен». Руководитель проекта пилотируемых полётов NASA Даг Ловерро подчеркнул, что до сих пор не принято решение, можно ли использовать Starliner для отправки людей на орбиту.

Напомним, Boeing разрабатывает Starliner в рамках программы NASA под названием Commercial Crew Program (программа предполагает разработку частных американских космических аппаратов для доставки астронавтов на МКС; в программе также участвует компания SpaceX — она разрабатывает пилотируемый космический корабль Dragon V2). Космический корабль Boeing, как ожидается, сможет перевозить семь пассажиров и будет запускаться в космос при помощи ракеты-носителя Atlas V. NASA требует, чтобы Boeing провела беспилотный и пилотируемый полеты корабля, прежде чем аппарат смогут признать пригодным для выполнения регулярных рейсов к МКС.