Студенты Новосибирского государственного университета приступили к работам по восстановлению самолета «САМ-5-бис». Поскольку у них в распоряжении есть только несколько архивных фотографий, придется сначала полностью воссоздать все элементы конструкции на компьютере, а затем построить по новым чертежам реплику оригинала.
Новосибирские студенты восстановят 85-летний самолет
Один из немногих сохранившихся снимков САМ-5

До наших дней не сохранилось ни проектной документации, ни экземпляров САМ-5 или его модификации САМ-5-бис , — у студентов факультета летательных аппаратов НГТУ нет возможности использовать детали самолета в качестве образца. На данный момент по фотографиям уже создана трехмерная модель планера, которую предстоит перевести в чертеж, рассчитать аэродинамические качества и определить максимальные эксплуатационные нагрузки. Общее время восстановления составит около трех лет, а полученный опыт станет для студентов незаменимым в дальнейшей трудовой деятельности на поприще конструирования гражданской и военной авиации. Двигатель для воссозданного САМ-5-бис будет единственным агрегатом, имеющим непосредственное отношение к оригинальному самолету — М-11 производился до конца 1960-х годов и его до сих пор можно приобрести на вторичном рынке.

Трехмерная модель "САМ-5-бис", выполненная студентами НГТУ Трехмерная модель «САМ-5-бис», выполненная студентами НГТУ

Разработанный в начале 1930-х годов А.С. Москалевым САМ-5 был во многом революционной машиной: цельнометаллический фюзеляж с высоко расположенным крылом и развитой механизацией, приводимый в движение скромным двигателем М-11 мощностью всего 100 лошадиных сил. Успешно взлетев, он доказал, что подобная конструкция жизнеспособна и даже может разгоняться до 175 километров в час при 4 пассажирах на борту. Спустя несколько лет на производственных мощностях Воронежского авиационного техникума был создан САМ-5-бис — практически идентичный по конструкции самолет, но построенный с максимально широким применением деревянных деталей. Такой подход позволил не только увеличить количество пассажиров на 2 человека, но и установить мировой рекорд дальности полета для этого класса летательных аппаратов: 3200 километров в октябре 1936 года. К сожалению, из-за ряда общих для всей довоенной советской авиации недостатков, в серию ни одна модификация САМ-5 так и не пошла. Сотрудники и студенты НГТУ не первый раз восстанавливают старые самолеты: ранее в этом году они завершили работы по реставрации ИЛ-2, пролежавшего более полувека в болоте.