Google потратил $10 миллионов на реактор «холодного синтеза» — и все впустую

Компания Google вложила огромные средства в финансирование научных проектов, призванных доказать возможность проведения реакции «холодного синтеза» в современных условиях. Увы, результаты оказались неутешительными.
Google потратил $10 миллионов на реактор «холодного синтеза» — и все впустую

Несмотря на годы исследований, физикам пока так и не удалось воплотить в жизнь мечту о практическом применении термоядерного синтеза. Идеальным источником энергии в данном случае должен стать так называемый реактор «холодного синтеза». В природе мы можем наблюдать этот процесс в ядрах звезд, когда два атома сливаются воедино, вырабатывая при этом колоссальное количество энергии. Однако для этого необходимы два главных фактора – чудовищное давление и температура в несколько миллионов градусов Цельсия. Сейчас на Земле попросту нет оборудования, способного на постоянной основе работать в таких условиях и производить больше энергии, чем необходимо затратить на данный процесс. Но ученые не сдаются – многие верят, что это лишь вопрос времени.

В понедельник Google поделилась на страницах журнала Nature разочаровывающими результатами многолетнего и многомиллионного исследовательского проекта, направленного на создание установки «холодного синтеза». И хотя его нельзя назвать окончательно провальным, по факту исследование практически убивает надежду на то, что в ближайшем будущем человечество получит доступ к столь перспективному и удобному источнику энергии.

В 2015 году Google выделала $10 000 000 на финансирование около 30 научно-исследовательских проектов по всему миру, каждый из которых должен был проанализировать и экспериментально доказать возможность «холодного синтеза» в современных условиях. Увы, судя по итоговой статье в Nature, компания вынуждена резюмировать: «нет никаких доказательств того, что подобное явление имеет место быть».

Впрочем, инвестиции Google все же не пропали даром. Компания рассказала, что в рамках исследования были изготовлены специальные материалы и инструменты (к примеру, улучшенные калориметры), способные работать в экстремальных условиях. Кроме того, ученые освоили новые методы производства металлов с высокой степенью гидрирования, способные в будущем принести пользу и другим областям науки, особенно тем, что связаны с синтезом и энергетикой в целом. Впрочем, оправдывают ли побочные выгоды столь щедрые инвестиции в практически несбыточную мечту – вопрос весьма неоднозначный, и пока мнения по этому вопросу разделяются.