Патент недели: математика спасает самолёты

«У природы нет плохой погоды» — красивая фраза из песни, которая редко применима к реальной жизни. Когда речь идет о навигации воздушных или морских судов к капризам изменчивой погоды приходится прислушиваться и оперативно на них реагировать. Еще лучше — с точностью прогнозировать возможные изменения атмосферного фронта, особенно при управлении самолетами, фюзеляж которых в полете может покрываться льдом. На 100% от этого не страхует даже применение антиобледенительных жидкостей, поэтому точность такого прогноза — важное условие безопасности полётов.
Патент недели: математика спасает самолёты

При непосредственном участии Федеральной службы по интеллектуальной собственности («Роспатента») мы решили ввести на сайте рубрику «Патент недели». Еженедельно в России патентуются десятки интересных изобретений и усовершенствований — почему бы не рассказывать о них в числе первых.​

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авторы: Владимир Зуев, Александр Шелехов, Алексей Павлинский, Евгения Шелехова, Ольга Поплевина, Геннадий Ильин, Виктор Стэмпковский, Владимир Быков, Александр Шишикин

Здесь на помощь в решении реальных проблем приходит с виду абстрактная математика. Для этого в заданном районе наблюдения регистрируют несколько параметров: фактические значения общего влагосодержания и фактическое значение вертикального профиля температуры. После этого обрабатывают полученные параметры с помощью выстраивания гистограмм по нескольким значениям общего влагосодержания, а затем сравнивают значение общего влагосодержания, которое соответствует максимальному значению гистограммы, с заранее установленным порогом. На основании этого сравнения определяют зоны возможного обледенения. Благодаря проведенным по предложенным схемам вычислениям, можно значительно повысить достоверность фактических значений возможного обледенения воздушных судов, а значит — до начала полета внести коррективы в курс воздушного судна. Более того, данные параметры для коррекции курса можно получать при высоком пространственном и временном разрешении на определенной территории, тогда как ранее известная технология подобных замеров с помощью атмосферных зондов серьезно их ограничивала.