Санкции оставили российскую авиацию без композитов

Введённые американским правительством санкции сделали невозможными поставки из США и Японии материалов для композитного крыла перспективного российского среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Теперь ОАК и «Ростех» попытаются либо найти отечественный аналог импортных композитов, либо заменить их на металл.
Санкции оставили российскую авиацию без композитов

Как сообщает «КоммерсантЪ», санкции США в отношении компании «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и ОНПП «Технология» имени Ромашина (входит в «Ростех») поставили под угрозу создание композитного «чёрного крыла» для ключевого на сегодняшний день проекта в российском гражданском авиапроме — самолёта МС-21. Ряд компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, поставлялись из США (Hexcel) и Японии (Toray Industries), но недавно под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России, но для этого нужны длительные опытно-конструкторские работы и сертификация, что может задержать запуск самолёта в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, что лишит смысла весь проект. В ОАК это понимают и утверждают, что «решат вопрос» по-другому. Стоимость проекта оценивается в 438 миллиардов рублей.

МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолётом, созданным в России, а удлинённое композитное крыло — одно из его главных конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. К настоящему времени готовы уже три опытных образца МС-21-300 с импортными композитами, четвёртый самолёт находится в стадии сборки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По имеющимся данным, оставшийся запас композитов рассчитан лишь на шесть самолётов, рассчитывать же на возобновление поставок не приходится. Вариантов на самом деле немного: придётся брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее. Теоретически выпуск материалов может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и оборудовать производство, а это приведёт к сдвигу сроков как минимум до 2025 года.

Есть вариант подключения к импортозамещению структур «Росатома», которые обещали рассмотреть варианты оказания помощи. К примеру, компания Umatex согласилась участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, а заказчиком работ станет «Аэрокомпозит». Всё упирается в отсутствие в России предприятий, производящих подобные авиакомпоненты, поэтому прогнозировать сроки ОКР крайне сложно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, ЦАГИ и НИЦ имени Жуковского предложили вовсе избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократило бы сроки задержки программы, но вместе с тем лишило авиалайнер его основного преимущества. Также замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21, так как потребуется повторный цикл испытаний самолёта, что неизбежно скажется и на сроках его поставок «Аэрофлоту», которые запланированы на 2020 год.