NASA испытало космический ядерный реактор

NASA при поддержке Национального управления ядерной безопасности США (NNSA) испытало энергетическую установку Kilopower, которая предназначена для обеспечения энергией будущих американских баз на Луне и Марсе, а также космических аппаратов для миссий в самые дальние уголки Солнечной системы.
NASA испытало космический ядерный реактор

Конечно, в космических аппаратах обычно используют солнечные батареи в качестве источника энергии, но вот в чём проблема: в случае удалённости от Солнца энергии может быть недостаточно. Как вариант, можно использовать термоэлектрические генераторы, но их мощность сравнительно невелика – порядка нескольких сотен ватт, при этом большинство подобных генераторов работают на плутонии-238.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идеальным вариантом могли бы стать ядерные энергетические установки, которые пригодились бы для обеспечения энергией перспективных американских баз на Луне, которые остаются без Солнца во время 14-дневной лунной ночи. Поэтому в конце прошлого года NASA запустило проект Kilopower, в рамках которого планировалось разработать простые и надёжные ядерные установки для космического использования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В качестве топлива в таких реакторах используется уран-235, а их мощность может составлять от одного до десяти киловатт. В каждой ядерной установке установлен пустотелый топливный цилиндр, внутри которого находится стержень-замедлитель, а снаружи — отражатель нейтронов из оксида бериллия. Вместо термоэлектрических преобразователей использован двигатель Стирлинга с натриевым теплоносителем.

Установка Kilopower была успешно испытана на полигоне в штате Невада, в результате чего выяснилось, что реактор работоспособен, стабилен и безопасен в самых разных условиях. Было проведено несколько фаз испытаний, в которых система за 28 часов прошла полный цикл от запуска, набора мощности, работы, снижения мощности и остановки. Космический реактор справился со всеми проблемами и ни разу не подвёл испытателей.

Valeray Che
Valeray Che 28 Мая 2018, 03:38
Не на базе ли советской установки "Топаз" эта разработка? Как сейчас помню новости по одному из центральных каналов (начало 90-х) о том, что ядерную космическую установку "Топаз" отправляют американцам. Текст сопровождался видеокадрами погрузки данной установки в грузовой самолёт. На каких условиях её туда отправляли уже не помню. Но то, что за четверть века они не смогли её скопировать говорит о многом.
Павел Еремеев
Павел Еремеев 21 Мая 2018, 22:26
И что нового? Амеры использовали оружейный уран и за счёт этого резко уменьшили размеры реактора. такие прожекты были ещё в 50-е и 60-е годы. Если обогащение 3%, то надо 30 тонн и реактор с дом. Если же 95%, то и 60 кг хватит, а размеры определяются только ограничениями по отводу тепла, иначе бы и в 20 на 20 на 20 см (учитывая объём замедлителя нейтронов) можно было бы уложиться. Единственное новое - металлический теплоноситель в двигателе Стирлинга. Но и здесь не всё понятно: они что, натрий испарять будут или там есть ещё один контур? Кстати, не уверен, что это реактор для Луны. Он намного лучше подходит для малогабаритных подводных лодок. Что до упоминаемого в статье плутония, то он для такой установки не годен: реакцией будет невозможно управлять и возможен взрыв. . Куда смотрит МАГАТЭ, разрешая Штатам такое использование оружейного урана? Теперь Иран может сказать, что ему для мирных проектов нужен уран с 95% обогащением. И КНДР может потребовать не мешать ей развивать мирный атом на маленьких реакторах.
Вячеслав Малышко
Вячеслав Малышко 16 Мая 2018, 19:18
при падении Россию никто и доганять не будет...
roman romanov
roman romanov 16 Мая 2018, 06:57
to reminin : эй, клоун, ну ка озвучь мощность энтого самого компактного реактора и его геометрические размеры ну чтобы не быть голословным ) а то как-то на шутовство смахивает и не более )
reminin
reminin 13 Мая 2018, 08:52
Последние модели российских компактных ядерных реакторов успешно функционируют на "крылатых ракетах с неограниченной дальностью полета". Воронежский завод "Химавтоматика" начал производство космических буксиров с ядерным реактором и ионным двигателем. А плавучая ядерная электростанция на этой неделе отправилась в поход к месту нахождения "потребителя". Автомобильные варианты ядерного реактора (реактор на колесах) проходят испытания. НАСА Россию уже не догонит.
Касир Узоломжонов
Касир Узоломжонов 08 Мая 2018, 18:28
А воз и ныне там...
Сергей Боровик
Сергей Боровик 07 Мая 2018, 13:08
А не старовата ли тема? С 70-х годов в СССР спутники разведки снабжались ядерными одноконтурными водо-водяными реакторами. Установка БЭС-5 запущена 3 октября 1970г. Киловатт по 10-15 тепловой мощностью. 50 лет уж тому минуло.....
Олег Вадимович Крупенников
Олег Вадимович Крупенников 07 Мая 2018, 11:07
P.S. Реакторы с натриевым теплоносителем разрабатывались в СССР уже в середине 50-х годов прошлого века, так что его использование - далеко не прорыв. А идея со Стирлингом - это оригинально... Если только удастся обеспечить отвод тепла в безвоздушном пространстве и длительную работу (у Стирлинга серьёзные требования к температурной стойкости металлов). Иначе - это просто очередная пустая затея.
Vladimir Komarov
Vladimir Komarov 07 Мая 2018, 10:15
Таки а что греет натрий? : -)))
Касир Узоломжонов
Касир Узоломжонов 08 Мая 2018, 18:29
Сам ты шут кремлёвский
Касир Узоломжонов
Касир Узоломжонов 08 Мая 2018, 18:19
Ты сам шут-поцреот. Скоро они по луне негров своих гулять пустят, а ты со своим новоизбранным болтуном будешь репу нитратную посасывать и мультики про ракеты и подлодки смотреть
Олег Вадимович Крупенников
Олег Вадимович Крупенников 18 Мая 2018, 11:24
Развитие цивилизации определяют не мудрецы, умеющие видеть вдаль. Увы, "развитие" ОСУЩЕСТВЛЯЮТ те мрази, про которых писал. А что касается не глобализации, а интернационального общения людей, так в науке это всегда было - ну нет американской или российской физики, и учёные всегда общались, и у нас мы обмениваемся результатами и работами (для определения приоритета работы должны быть печатными, разве что между близкими друзьями этого не надо). И "они" переводят и читают наши основные научные журналы (типа Известий АН России) и мы читаем их журналы и переписываемся (разумеется, по открытым темам). Ваше желание объединить порядочных людей мне понятно, только 1) это не глобализация, это как у Окуджавы: "возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке" 2) такое содружество людей не в состоянии переделать тварей в людей, скажу грубо -- скот понимает только плётку. Потому и нужны противовесы скотству тех же правителей Америки. Да, мягко говоря, противовесами служат тоже правители, но с паршивой овцы хоть шерсти клок... 3) для меня национальность - не главный признак человека. Да, есть различия в национальном менталитете, но и хорошие люди и твари любых национальностей в чём-то серьёзном похожи. Потому мне как-то всё равно, какой национальности нацисты, Точнее, у нацистских крыс есть одна национальность - нацистская.
roman romanov
roman romanov 16 Мая 2018, 18:02
спасибо за ответ Олег Вадимович. что же по сути... поэтому разумным людям и нужно об'единяться! чтобы всякая шалупонь и гопота как с той так и с другой стороны не понукала нами как быдлом . иначе так и будет все продолжаться . немного философии... смотрите.. взять наше время и эпоху наполеона - прошло то всего то каких-то 200 лет , а цивилизация так развилась, что разнца как небои земля , если человеку наполеоновской эпохи показать что есть у нас и не поставить его в известность, что это земляне всего этого достигли , то он наверняка примет нас за пришельцев. вот как мы развились в техническом отношении всего за 200 лет! а вот в моральном и нравственом совсем недалеко ушли даже от эпохи античныого мира ) может даже там больше было нравственности ) как убивали друг друга так и убиваем! и самое омерзительное, что прикрывает это довольно часто самыми высокими идеалами, в том числе и любовью к Отчизне. к чему я это все веду... а вот теперь представьте, что мы неожиданно столкнемся с инопланетной цивилизацией которая обогнала нас всего лет на 200-300 , представлеете как она могла развится ?! но при этом в мораьнонравственом плане ушла недалеко от нас ) и может оказаться агрессивной... что тогда ??? кого мы тогда будем винить, что сидели в болоте удельничества и рвали друг друга на части , вместо того, чтобы об'единится и двигаться вперед.... а многие об этом даже и не задумываются живут одним днем. но развитее цивилизации определяют не серое большинство, а те кто умеет видеть вдаль, на перспективу как-то так...
Олег Вадимович Крупенников
Олег Вадимович Крупенников 16 Мая 2018, 15:04
Доброго времени суток, Roman Romanov! Написал Вам объёмный ответ, но сайт его просто проигнорировал, и весь текст пропал. Повторяться нет желания. Поэтому: а) либералами у нас называют (обычное искажение смысла термина) западников, причём тех, для кого продажность - их кредо. О них и говорил. б) с ИДЕЕЙ глобализма согласен, но, как и с другими чистыми и высокими идеями (христианская любовь, коммунизм, равенство-братство и т.п.), реализация оказалась невозможной, одна из главных причин - мерзкие человеческие качества (перечисляь не буду). И править бал с таком глобалистском мире всё равно будет всякая дрянь, но с баблом. Так что с идеей согласен, при её реализации получится гадость, не имеющая отношение к самой идее.
roman romanov
roman romanov 15 Мая 2018, 18:04
мне очень понравился Ваш комментарий - все очень разумно, взвешенно, а главное корректно! без идиопатического ура-патриотизма, но и с достоинством. поэтому я решил написать... но не по поводу самого реактора, а насчет приведенной Вами фразы некоего Кедми... я не либерал, но я глобалист ) и считаю, что времена средневекового удельничества(читайте национализма, разделение на национальные государства) уже канули в лету! и держаться за этот анахронизм - только тормозить развитие цивилизации. я понимаю "крутых пацаноф" которые желают иметь собственное стадо , пасти его и стричь - с ними всё! понятно и обсуждать нечего! но я не понимаю разумных, образованных, порой высокообразованных людей, которые держаться за этот анахранизм... ( неужели они не осознают, что это дико тормозит дальнейшее развитие нашей цивилизации ??? хотелось бы узнать Ваше мнение на этот счёт...
Пол Тер
Пол Тер 12 Мая 2018, 16:44
Вата только и может носиться с Гагариным. Больше нечем похвастать. Молчи уже в тряпку, вата ссаная.
Isaac Clarke
Isaac Clarke 08 Мая 2018, 21:14
в Хьюстоне стоит памятник Гагарину)
McConst
McConst 08 Мая 2018, 11:06
Хотел лайк поставить, а тут механика сайта минус 1 поставила. Хороший коммент.
Олег Вадимович Крупенников
Олег Вадимович Крупенников 07 Мая 2018, 10:51
Ну, насчёт клоунады - это больше к америкакам. То, как они "изячно" замазывают не американские достижения - это что-то. Взять хотя бы первого человека в космосе. Напомнить, что они о Гагарине вообще молчат в тряпочку? А что касается этой конкретной заметки - я, как человек, кое-то понимающий в ядерных реакторах, могу сказать, что создание американского прототипа - это не прорыв. На каждый американский чих устраивать бурные и продолжительные овации - это ли не клоунада? Да, есть много научно-технических областей, где нам американцев догонять и догонять, НО не надо становится примитивом - или "америка рулит!" или "Россия - самая круть!" Просто есть области, в том числе и ядерная энергетика, где мы по многим показателям США опережаем. Да, Александров в своё время здорово поднагадил по своим РБМК (тот тип реактора, что был в Чернобыле), ну так ведь у нас ещё и ВВЭР'ы есть, и очень крутые ВВЭР'ы. И ещё. Насчёт выражения "они работают": МЫ - тоже работаем, и кое в чём получше американцев. Мне тоже не симпатичны ура-патриоты, но мне нравится высказывание Якова Кедми: "у вас (он имеет ввиду либералов) нет Родины".
Александр Пономарев
Александр Пономарев 06 Мая 2018, 21:02
Вот они как раз не клоуны, они работают! А вот ваш отзыв, это точно ура патриотическая клоунада!
Константин Киселев
Константин Киселев 06 Мая 2018, 15:42
Если это 1-10квт то это не о чём, вот меговат мощности, это актуально, тут больше рисовка, но тут сшеашники в своей стихи- клоуны !
Алексей Худяков
Алексей Худяков 11 Мая 2018, 08:07
Вакуум идеальный изолятор.
ALAN
ALAN 04 Мая 2018, 11:57
Ну да, разница температур там потрясающая будет.