Команда инженеров из Московского Политеха запустила в космос уникальный спутник «Маяк», деньги на создание которого были собраны с помощью краудфандинга.
Маяк: российские инженеры запустили в космос ярчайший спутник

14 июля с космодрома Байконур был запущен первый в истории России краудфандинговый космический аппарат «Маяк», созданный на базе Московского Политеха. После запуска и вывода на орбиту, спутник раскрыл солнечный отражатель — правильную трехметровую пирамиду из светоотражающей металлизированной пленки, толщина которой составляет всего 5 микрометров. Вывод спутника на орбиту производился при помощи ракеты-носителя «Союз-2.1а».

Среди научных целей запуска стоит выделить несколько основных положений. Во‑первых, успешное испытание аэродинамического тормозного устройства в реальном полете позволит в будущем использовать подобную технологию для сведения с орбиты космического мусора. Во‑вторых, отслеживая полет спутника в верхних слоях атмосферы, исследователи смогут получать новые данные о плотности воздуха на большой высоте. Наконец, в-третьих именно благодаря пирамидальному аэродинамическому тормозу космический аппарат может стать эталонным объектом для проверки расчетов звездной величины космических объектов.

«Ежегодно в космос запускаются сотни, если не тысячи малых космических аппаратов, поэтому в современной космонавтике остро стоит проблема утилизации космического мусора. Существует стандартный способ решения: оснащать аппараты двигателем. Таким образом, в конце срока эксплуатации они уводятся с орбиты и сгорают в земной атмосфере. Такое решение затратно с точки зрения вложений в производство двигателей, к тому же, к концу службы двигатель может быть неисправен, и аппарат останется на орбите очень долго в виде космического мусора. Мы оснастили «Маяк» технологией аэродинамического торможения. Она позволяет легко и с небольшими затратами уводить спутники с орбиты. Для сравнения, без тормозного устройства «Маяк» при своей массе просуществовал бы на орбите около трех лет, а с пирамидой 1 месяц», поясняет Александр Шаенко, научный руководитель проекта.