Инженеры подмосковного Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского представили результаты первого этапа проекта «Комплексные исследования по созданию демонстратора технологий в обеспечение разработки сверхзвукового самолёта гражданского назначения».
ФГУП «ЦАГИ» показал сверхзвуковой пассажирский самолёт

70-е годы прошлого века были расцветом эпохи сверхзвуковых авиалайнеров: в эксплуатацию были введены российский Ту-144 и французский Concorde. Правда, «Тушка» в пассажирских перевозках продержалась менее года, а «Конкорд» — лишь до 2003 года. Оба самолёта не получили дальнейшего развития из-за низкой надёжности и крайне высокой стоимости полётов. Однако нынешние технологии позволяют сделать сверхзвуковые самолёты более экономичными, а значит, есть шанс, что скоро мы увидим новые разработки.

К тому же перспективные сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры обещают быть значительно более тихими, так что им будет разрешено выполнять полёты даже над населённой частью суши. Одним из таких самолётов может быть проект СДС/СПС («сверхзвуковой деловой самолёт / сверхзвуковой пассажирский самолёт») от подмосковного ФГУП «ЦАГИ». Инженеры разрабатывают авиалайнер, конструкция которого позволяет легко трансформировать пассажирский салон в зависимости от назначения.

Перспективный самолёт сможет выполнять трансатлантические перелёты с крейсерской скоростью порядка 1900 км/ч и запасом хода около 8600 километров. В зависимости от установленного салона, сверхзвуковой авиалайнер СДС/СПС сможет перевозить от 20 до 80 человек. Модель перспективного самолёта уже проходит аэродинамические испытания: специалисты института рассмотрели возможные системы шумоподавления, концептуальное решение компоновки, требования к двигателям, а также их габаритные, массовые и ресурсные характеристики.

Лайнер получит длинную и заострённую носовую часть. Двигатели планируется разместить над планером в хвостовой части между двумя килями, а крыло самолёта планируется сделать с V-образной центральной частью, которая позволит уменьшить его размах, но сохранить подъёмные качества. Конструкция фюзеляжа получит максимально обтекаемые формы, что позволит избежать формирования ударных волн при сверхзвуковом полёте. Также в конструкции будут использованы решения, позволяющие снизить интенсивность ударных волн.