Миссия «Европа»: как НАСА планирует избежать загрязнения луны Юпитера

Любая космическая техника, покидающая Землю, так или иначе несет на себе бактерии и прочие микроорганизмы нашей планеты. Ученые НАСА ломают голову над тем, как сделать так, чтобы земная микрофауна не загрязнила ледяную Европу и не испортила всю миссию.
Миссия «Европа»: как НАСА планирует избежать загрязнения луны Юпитера

Менее чем через десять лет, НАСА собирается отправить космический корабль на ледяную луну Юпитера, Европу. Оказавшись там, посадочный модель будет исследовать поверхность небесного тела в течение 20 дней, изучая гипотетический огромный подземный океан луны. Но, невзирая на то, есть ли на Европе жизнь или ее следы, не загрязним ли мы ее собственными микроорганизмами? Эта тема стала основной на вчерашнем собрании AAAS, результаты которого опубликованы в журнале Science.

По мнению Норин Нунан, биолога из Университета Южной Флориды, говорит, что люди являются «автономными системами для выращивания бактерий». Наши тела вырабатывают множество бактериальных агентов, и часть из них, несмотря на все усилия, все же попадает на чувствительную космическую технику. «Если вы потратите 2 миллиарда долларов на ровер, который будет в итоге изучать привезенную им же самим органическую жизнь, это не очень-то целесообразно», шутит ученый.

Впрочем, его опасения вполне оправданы. Это условие прописано в статье IX Космического Договора (Outer Space Treaty) 1967 года, который предусматривает проведение разведки «Луны и других небесных тел так, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений окружающей среды Земли в результате воздействия внеземных веществ».

Так можем ли мы избежать попадания земных микробов на поверхность Европы? Кевин Хэнд, астробиолог из Jet Propulsion Laboratory НАСА в Пасадене, штат Калифорния, пишет, что его команда планирует собрать аппарат в чистых, практически стерильных условиях, а потом простерилизовать его воздействием высоких температур. После этого ровер будет завернут в биобарьер — алюминиевую фольгу, которая предотвратит попадание на его корпус каких бы то ни было бактерий до самого конца его путешествия. Эта стратегия уже были протестированы ранее, как заявляет ученый, а потому в ее эффективности никто из инженеров не сомневается.

Впервые с 1975 года, когда на Марс была отправлена миссия Viking, НАСА собирается стерилизовать каждый компонент космического корабля. Это, вне всякого сомнения, скажется на стоимости производства, которая поднимется на 10% (что, учитывая бюджет в $2 млрд, весьма внушительная сумма), но, по мнению ученых, это того стоит. «Что бы мы не нашли на поверхности Европы, шанс того, что земляне оставят на ней свою органику, составляет 1 к 10 000. Мы надеемся сохранить Европу для европиан», заявляют исследователи.