Португалия производит много пробки: примерно 157 тысяч тонн в год, это более половины мировой добычи. Так как потребность в пробке в виноделии в последнее время снижается (из-за металлических накручивающихся и обычных пластиковых пробок), португальские исследователи ищут этому природному материалу новые применения.

Вот одно многообещающее (и, возможно, неожиданное) применение пробки. В авиационном секторе.

Компания Aerocork ставит своей целью заменить легкий пористый пластик из поливинилхлорида на композитный материал, изготовленный из пробки, в различных частях самолета, например, в фюзеляже, крыльях и закрылках небольших воздушных судов.

«Мы знаем, что через несколько лет поливинилхлорид больше не будет использоваться. Это же кошмар, если говорить об экологических аспектах», — сообщил представитель компании. «Идея в том, чтобы в будущем продавать детали самолетов, изготовленные из пробки и углерода, другим компаниям».

Сочетание пробки и углерода не является попыткой вернуться в те времена из истории авиации, когда самолеты делались из дерева и парусины; новый материал не только легкий, но и способен замедлять распространение огня. Мелко порезанная пробка уже используется для теплозащиты как часть обшивки внешних топливных баков на «Шаттлах».

В природе, уникальная пористая кора защищает пробковые деревья от частых лесных пожаров.

Остается проверить, будет ли композитный материал на основе пробки и углерода соответствовать нуждам самолетостроителей, но если да, польза от его применения будет двойной: Во‑первых, пробка безопаснее для окружающей среды, чем ПВХ и другие пластики, использующиеся в настоящее время. Во‑вторых, использование нового материала может защитить обширные пробковые леса Португалии (пока используются рациональные приемы сбора, конечно) Всемирный фонд дикой природы предупреждает, что, если пробка не будет больше использоваться в производстве, возникнет риск опустынивания западных районов средиземноморья, где растет пробка.

Источник treehugger.com