Новости космонавтики: 25-30 декабря 2009 г.

По результатам года, финансирование гражданской космонавтики в РФ составило 2,7 млрд долларов – это четвертое место в мире. Открыт прием посланий для отправки на Венеру. Новый год на МКС встретят на 3 часа позже Москвы. «Коронас-ФОТОН» подал признаки жизни. Смещение магнитного полюса Земли ускоряется. С Байконура запущен американский телекоммуникационный спутник. Россия готовится к празднованию 50-летия полета Гагарина. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

25 декабря

Японское космическое агентство JAXA начало принимать заявки от всех, желающих вписать свое имя в историю освоения Венеры и отправить послание на борту межпланетного зонда Akatsuki (Planet-C). Для этого достаточно зайти на сайт агентства и дальше действовать по инструкции. Заявки на послания принимаются до 10 января 2010 г., так что стоит поспешить.

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов сообщил в интервью, что восстанавливать на Байконуре ракетно-космический комплекс для запусков многоразовых пилотируемых кораблей типа «Буран» в настоящее время слишком затратно и нецелесообразно.

26 декабря

По результатам заканчивающегося года Россия по уровню финансирования космических программ занимает четвертое месте в мире, следуя за США, Европой и Китаем. По данным Роскосмоса, в 2009 г. США потратили на космические программы 18,8 млрд долларов, ESA — 5,3 млрд, Китай — 3,1 млрд, Россия — 2,7 млрд, Япония — 2,2 млрд, Индия — 1,2 млрд.

Сообщается, что к апрелю 2011 г., в рамках подготовки празднования 50-летия первого полета человека в космос, будет отреставрирован дом-музей родителей Юрия Гагарина. Кроме того, в Саратовской области, на месте приземления первого космонавта будет воздвигнут мемориал, на что из федерального бюджета выделено около 30 млн рублей. Учреждены 15 премий имени Гагарина за вклад в развитие отечественной космонавтики в размере 300 тыс. рублей каждая. Также будут выпущены медали «За заслуги в освоении космоса». Банк России собирается выпустить монету, посвященную юбилею.

28 декабря

Запуск Aquarius (SAC-D), совместного спутника NASA и аргентинского космического агентства CONAE, предназначенного для изучения солености мирового океана, может быть отложен почти на год из-за проблем с его изготовлением. Космический аппарат должен быть оснащен научными приборами из США, Аргентины, Франции и Италии. За интеграцию оборудования на спутнике отвечает CONAE.

Единственный российский научный спутник «Коронас-Фотон», вышедший из строя несколько недель назад, может восстановить свою работоспособность в первых числах января, когда попадет в зону сильного солнечного освещения и сможет зарядить солнечные батареи.

Сообщается, что президент Медведев подписал Указ № 1458, которым внес изменения в список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия. Указ контролирует доступ к товарам, технологиям и программному обеспечению, которые могут внести существенный вклад в создание ракетных средств доставки оружия массового поражения и поставки которых за рубеж подлежат государственному регулированию.

28 декабря

Космонавты на МКС провели традиционный праздничный сеанс связи с Землей, в ходе которого их лично поздравил Дед Мороз. Готовясь к празднику, экипаж станции, который сейчас насчитывает 5 человек, украсил станцию гирляндами. Все присутствующие облачились в красные колпаки и прикрепили искусственную. «Земля вас помнит и любит», — сказал экипажу Дед Мороз, а заодно передал приветы от Санта-Клауса и японского Сагацу-сана.

29 декабря

В 03:22 по московскому времени с космодрома Байконур выполнен пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником DirecTV-12. Спустя 9 минут орбитальный блок успешно отделился от третьей ступени ракеты, а еще через несколько часов спутник вышел на расчетную траекторию. Аппарат DirecTV 12 — новый телекоммуникационный спутник компании DIRECTV Inc. Спутник стартовой массой 5940 кг создан компанией Boeing на базе платформы Boeing 702.

Федеральному космическому центру «Байконур» назначен новый директор. Им стал Сергей Блюм, ранее занимавший пост заместителя главы ФКЦ, которым тогда являлся Юрий Гришанов.

Сообщается, что в белорусском НИИ Прикладных физических проблем имени Севченко совместно с Институтом географии РАН разработана фотоспектральная систему прогноза и мониторинга природных и техногенных катастроф. Сейчас система проходит завершающие испытания в РКК «Энергия», и ожидается, что уже в апреле она будет доставлена на МКС для проведения космического эксперимента «Ураган».

30 декабря

Инфракрасный телескоп WISE успешно отстрелил крышку, которая защищала аппарат при взлете, закрывая рабочий конец телескопа. Планируется, что первые снимки неба от нового телескопа поступят примерно через месяц — в настоящее время специалисты занимаются калибровкой аппарата.

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов рассказал, что агентство разрабатывает план предотвращения возможного столкновения Земли с астероидом Апофис. «Расчеты показывают, что в отведенные сроки можно создать космический аппарат со специальным предназначением, который позволит избежать этого столкновения, не уничтожая его, не взрывая никаких там ядерных взрывов, — добавил он, — Угрозу столкновения можно отвести».

Российский научный спутник «Коронас-ФОТОН» стал подавать признаки жизни, с аппарата стала приходить первая информация. При этом научная аппаратура по-прежнему обесточена из-за недостатка у спутника электроэнергии. Инженеры полагают, что вероятной причиной неполадок является износ батарей.

Скорость перемещения магнитного поля Земли достигла рекордных за все время значений — 64 км в год. При этом полюс движется в направлении Сибири. Ученые впервые смогли обнаружить магнитный полюс планеты в начале XIX века, он располагается в Канаде, близ острова Элсмир. В начале XX века выяснилось, что полюс постепенно мигрирует, причем скорость его передвижения постепенно выросла с 15 км в год в 1904-м до 55−60 км — в 2007-м. По словам исследователей, движение полюса обусловлено динамикой движения жидкого металлического ядра в недрах планеты — это движение создает токи, которые и несут ответственность за возникновение поля. При этом исследователи подчеркивают, что подобные процессы, теоретически, могут привести к смене полярности магнитного поля Земли. Подобные события неоднократно происходили в прошлом.

Экипаж МКС готовится к встрече Нового года. Так как станция международная, на ее борту действует гринвичское время, которое отстает от московского на 3 часа. В момент, когда на МКС наступит Новый год, станция будет находиться над точкой в южной части Тихого океана, к югу от Новой Зеландии. В ходе своего «новогоднего» полета МКС 16 раз пересечет часовые пояса, где уже наступил Новый 2010-й г.