Колесо из Копенгагена: Докатились

Энтузиасты без устали изобретают велосипед: в Копенгагене представлено колесо XXI века. Жаль, что на фоне дебатов на тему «есть ли глобальное потепление» эта новинка прошла незамеченной.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На прошедшей в Копенгагене пресловутой Конференции ООН по климату выступали не только ученые, политики и активисты-«зеленые». Свою лепту внесли и инженеры-разработчики — так, группа MIT SENSEable City Laboratory представила свой проект «Копенгагенское колесо» (Copenhagen Wheel), новейшее и наисовременнейшее колесо для велосипеда. Внешне оно не слишком отличается от колеса обычного — разве что непривычно крупным и ярким кожухом, закрывающим механические и электронные системы, на втулке. Главное прячется внутри.

Главной целью, которую поставили перед собой авторы проекта во главе с Карло Ратти (Carlo Ratti), было расширение аудитории велосипеда, как средства передвижения, повышение его популярности в современном городе. Для этого они решили, во-первых, увеличить дистанцию, которую можно на нем преодолеть без особых усилий, а во-вторых, сделать сам процесс езды более удобным и комфортабельным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для решения первой задачи в «Копенгагенском колесе» реализована система рекуперации тормозной энергии, как в самых современных автомобилях (читайте: «Энергия из тормозов»). Каждый раз когда велосипедист нажимает на тормоза и замедляет ход, часть кинетической энергии колеса не просто рассеивается в пространстве, но сохраняется электрогенератором, чтобы потом, когда она понадобится — например, при подъеме в гору — использоваться с толком, с помощью встроенного электродвигателя. Система эта в «Копенгагенском колесе» полностью автоматизирована и для работы не требует никакого участия байкера. Она просто незаметно помогает ему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая задача — сделать процесс езды удобнее — решается так же элегантно. Внутри этого чудо-колеса скрывается масса электронных устройств и датчиков. Упомянем хотя бы модуль Bluetooth-соединения для подключения смартфона iPhone, который предполагается размещать на специальном креплении на руле, или просто в кармане велосипедиста. Лучше на руле: тогда колесо позволит использовать телефон вместо велокомпьютера, отображая скорость езды, пройденную дистанцию и так далее. Заодно оно выведет данные о загрязненности воздуха, а при необходимости — и нахождение заранее указанных друзей, обладателей таких же новейших велосипедов (и телефонов).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Осталось добавить, что колесо само по себе является и велосипедным замком, защищающим любимого конька от угона. Если кто-то попытается стащить его, оно автоматически переводит систему рекуперации энергии в максимальный режим, поглощая львиную долю усилий пытающегося скрыться угонщика — а заодно отсылает SMS на телефон своего законного владельца. Придется лишь поблагодарить пойманного воришку за подзарядку аккумулятора.

Ожидается, что первые байки с «Копенгагенским колесом» поступят в продажу уже в будущем году, и будут не слишком дороги в сравнении с уже представленными на рынке велосипедами со встроенным электродвигателем. Возможно, первый массовый заказ сделает мэрия Копенгагена.

«Наша самая глобальная цель, — прокомментировал мэр Копенгагена на конференции, — в том, чтобы половина жителей нашего города пользовалась велосипедом для ежедневных передвижений — на работу или в школу. Так что для нас этот проект — часть ответа на вопрос о том, как привлечь людей к этому "чистому" виду транспорта». Власти датской столицы намерены к 2025 г. свести к нулю совокупные выбросы городом углекислого газа.

Один из руководителей MIT SENSEable City Laboratory, Ассаф Байдерман (Assaf Biderman) добавляет: «"Копенгагенское колесо" — лишь часть куда более глобального тренда внедрения "интеллектуальных" технологий в повседневную жизнь, создание "интеллектуальной" инфраструктуры повседневной жизни». Такой тренд нельзя не приветствовать.

По пресс-релизу MIT