Зрелищно и со смаком уронить метеорит, затопить мегаполис, уничтожить континент — для современного кинематографа не проблема. Зрители любят фильмы-катастрофы, и с каждым годом сценаристы и продюсеры предлагают все более грандиозные варианты вселенской погибели. Благо технологии позволяют: в наше время можно показать то, о чем раньше режиссеры могли лишь мечтать или к чему боялись подступиться из-за невозможности сделать это красиво и достоверно. В компьютерную эпоху ограничить масштабы катастроф могут лишь два фактора: воображение создателей и бюджет

С воображением у выходца из Германии Роланда Эммериха всегда был полный порядок. После выхода феноменально успешного фантастического фильма «День независимости», где Землю атаковали пришельцы, режиссер окончательно утвердился в мысли, что его предназначение — снимать время от времени шумные блокбастеры, герои которых, а чаще всего само человечество, рискуют прекратить свое существование после столкновения с невиданной доселе угрозой. И не важно, что он впоследствии снимал — фильм про Годзиллу или климатическую катастрофу «Послезавтра», — своему фирменному стилю Эммерих никогда не изменял. Зритель всегда получал огромную порцию впечатляющих разрушений, которые заставляли сердце сжиматься от страха, а глаза широко раскрываться от восхищения увиденным.

Катастрофа ценой в $200 миллионов

Каждый следующий фильм-катастрофа должен быть зрелищнее и масштабнее предыдущего. Роланд Эммерих как никто другой это прекрасно понимает, поэтому в фильме «2012» решил не размениваться по мелочам, вроде разрушения одного города, а поставил под удар сразу всю планету. По версии создателей фильма, в 2012 году произойдут события, предсказанные индейцами майя: планеты Солнечной системы окажутся на одной линии друг с другом, что приведет к глобальным природным катаклизмам — сильнейшие землетрясения, цунами и извержения вулканов превратят страны и целые континенты в руины.

Сценарий по всегда актуальной теме о грядущем конце света Роланд Эммерих предложил сразу нескольким голливудским студиям. Предварительная смета в $200 млн не отпугнула Sony Pictures, и, похоже, они не прогадали.

Профессиональные разрушители

Команду для съемок фильма режиссер подобрал из настоящих профессионалов кинокатастроф. Оператором-постановщиком пригласили выступить Дина Семлера, снимавшего «Апокалипсис», главным супервайзером визуальных эффектов стал Волкер Энгел, получивший «Оскара» за блокбастер «День независимости», а должность художника-постановщика занял Барри Чузид, который сотрудничал с Эммерихом на съемках «Послезавтра».

По сценарию в фильме происходит масса разрушений, начиная от уничтожения знаменитых памятников архитектуры и заканчивая смещением тектонических плит и поглощением суши океаном. Поэтому компьютерной графике в новой ленте с самого начала отводилась ведущая роль. В фильме свыше 800 планов с компьютерной графикой различного уровня сложности. Работу над сценами распределили между несколькими известными 3D-студиями, имеющими на своем счету такие грандиозные и сложные работы, как трилогия «Человек-паук», «Титаник», «Я, робот», «Темный рыцарь», «300 спартанцев» и другие.

Гнать цифровую волну

В фильме «2012» зритель станет свидетелем самого сильного цунами в истории кинематографа. На его фоне волны из фильмов «Столкновение с бездной», «Посейдон» и «Послезавтра» покажутся бурей в стакане. Эммерих решил в прямом смысле поднять волну до небес.

Компьютерные сцены с водой — по‑прежнему самые сложные в производстве. Над одним из самых впечатляющих эпизодов, когда океан вторгается в Гималаи, работала команда художников из немецкой студии Scanline VFX (эти же ребята уничтожили «Белый дом», накрыв его перевернутым авианосцем).

«Практически все, что вы видите на экране в этих сценах, создано нами на компьютере, — комментирует супервайзер картины Волкер Энгел, — поэтому очень важно было добавить в сцены то, что придаст происходящему достоверность». Таким «якорем» реальности по сценарию должен был стать тибетский монах, который бьет в колокол при виде гигантской волны, после чего монастырь рушится под прессом воды. Сцена была тщательно продумана и расписана почти по кадрам. Затем съемочная группа построила фрагмент декорации монастыря, установив его напротив синего хромакейного фона. Позднее синий экран был заменен огромной волной, которую совместили с отснятым изображением. Что касается общих планов затопления гималайских вершин, то они полностью цифровые. «Как только мы увидели первые результаты, — говорит режиссер картины Роланд Эммерих, — то сразу же решили, что эти кадры войдут в рекламный ролик, настолько страшными и одновременно красивыми они получились».

Город Ангелов — в преисподнюю

В прошлых своих фильмах Роланд Эммерих преимущественно наводил шорох в Нью-Йорке, снося небоскребы Манхэттена. В фильме «2012» достанется сразу нескольким мегаполисам, но больше всего Лос-Анджелесу. Эпизод в Городе Ангелов — один из самых продолжительных и сложных. Над его постановкой трудились художники сразу нескольких студий, но вторую и самую зрелищную часть, где самолет с героями успевает взлететь в самый последний момент с проваливающейся взлетной полосы, после чего проносится над рушащимся городом и уклоняется от падающих небоскребов, делали в Digital Domain под руководством супервайзера Лео Моэна.

Чтобы зритель, глядя на экран, открыл рот под впечатлением от увиденного, необходимо заставить его поверить в реальность происходящего. «Мы отсмотрели массу видеозаписей сноса зданий, — рассказал «Популярной механике» Моэн, — в том числе съемку обрушения башен Центра международной торговли в Нью-Йорке. Кроме того, мы сделали сотни снимков центральной части Лос-Анджелеса, которую требовалось воссоздать на компьютере для разрушения. Не упустили ни одного примечательного здания и улицы, благо справочного материала под рукой было предостаточно, ведь офис Digital Domain расположен в этом городе».

Сцена отличается невероятным масштабом. В кадре падают небоскребы, проваливаются в тартарары улицы, автомобили и деревья. Чтобы справиться с таким колоссальным объемом компьютерной графики, специалисты студии разработали собственную программу. Благодаря этому художники могли быстро и просто назначать материал для цифровых зданий: это здание будет из бетона, а за ним — из стекла и стали.

Специалистам по композитингу пришлось тяжелее всего, потому что предстояло скомпоновать планы из десятков различных слоев. Когда работа была практически завершена, режиссер подкинул студии новую задачу: за оставшиеся недели трехмерщикам было поручено дополнительно развалить шесть небоскребов. Особых сложностей с этим не возникло, поскольку программный механизм и технология были уже отлажены до автоматизма.

Всего оскароносная студия Digital Domain выполнила для фильма более ста планов. С учетом периода исследования и разработок их подготовка заняла целый год. В самые напряженные месяцы только на этой студии над заданиями к фильму работало до 85 человек. «Я получил удовольствие от сотрудничества с Эммерихом и супервайзером Волкером Энгелом, — признается Лео Моэн. — Они большие профессионалы и точно себе представляют конечную цель. К тому же все мы трое родом из Германии и в процессе работы говорили по‑немецки».

Катастрофы будущего

В конце сентября съемочная группа фильма приезжала в Москву и представила журналистам часовой отрывок из фильма. После просмотра режиссера спросили, чем же он сможет удивить публику в следующий раз — ведь масштаб «2012» таков, что трудно представить себе нечто более грандиозное. Ответ Эммериха был неожиданным: он рассказал, что следующий его фильм будет о жизни Шекспира и сумасшедших эффектов там не запланировано. Верится в это с трудом. Недавно студия XX Century Fox озвучила свои планы снять сиквел «Дня независимости». Предложение возглавить проект уже направлено Эммериху, у которого — вот совпадение — уже нашелся готовый сценарий. Так что, пережив пророчество майя, человечеству вновь придется иметь дело с инопланетянами.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2009).