Новости космонавтики: 6-12 ноября 2009 г.

Ведущие ракетно-космические компании мира объединяются для совместного освоения Солнечной системы. На МКС доставлен новый российский модуль «Поиск». В России создана очередная госкорпорация в области космонавтики. Японский зонд Hayabusa понемногу разваливается, и шансов, что он довезет до Земли образцы астероидного вещества, все меньше. Тревожный знак: в опасной близости от МКС пролетел обломок неустановленного спутника. События, сообщения, происшествия: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

6 ноября

Сообщается, что американские военные просчитали возможные перспективы и варианты столкновения 800 спутников разных стран, находящихся на околоземных орбитах. Речь идет о тех аппаратах, которые сохраняют способность маневрировать, а до конца года будет проведен дополнительный анализ, который включит еще 500 спутников, уже выработавших запас горючего, необходимого для активного маневрирования. В итоге Пентагон намерен получить сценарии для всех действующих спутников, которых насчитывается примерно 1300. Задача проекта — предотвращение «орбитальных аварий».

Завершены все наземные испытания нового модуля «Поиск» (МИМ-2), который должен отправиться к МКС в ближайшее время. Начинаются работы по сборке ракетно-космического комплекса с носителем «Союз-У» и грузовым кораблем «Прогресс-М». «Поиск» станет четвертым стыковочным портом станции, способным принимать корабли «Союз» и «Прогресс». После появления на ней нового модуля МЛМ он возьмет на себя и роль шлюзовой камеры для выходов в открытый космос. Запуск «Поиска» назначен на 10 ноября.

Параллельно этому на Байконуре продолжается подготовка к пуску ракеты «Зенит-2SБ» с разгонным блоком «ДМ-SLБ» и американским телекоммуникационным космическим аппаратом Intelsat 15. Пуск ее запланирован на конец ноября.

Продолжаются работы по созданию белорусского Космического комплекса дистанционного зондирования Земли. Недавно НПП ВНИИЭМ закончило поставки для него оборудования, программного обеспечения и документации. В настоящий момент проводятся испытания аппаратуры.

7 ноября

Сообщается, что в марте будущего года Южная Корея намерена запустить первый собственный метеорологический спутник, который будет также заниматься изучением океанов и климата. Спутник будет создан совместно с французской компанией Astrium и запущен с космодрома Куру во Французской Гвиане.

В 18:00 от причала морского порта Санкт-Петербурга отчалило судно «Колибри» с оборудованием, предназначенным для космического центра в Гвиане. В Южную Америку отправлено 600 т грузов, в том числе 21 спецконтейнер с блоками ракеты-носителя «Союз» и разгонного блока «Фрегат». Оборудование отправлено в рамках проекта «"Союз" в Гвианском космическом центре», который совместно реализуется Россией и Францией. В результате французская компания Arianespace будет иметь в своем распоряжении новую российскую ракету-носитель среднего класса и очень высокого уровня надежности.

8 ноября

Сообщается, что Индия намерена запустить свой второй лунный зонд Chandrayaan-2 в 2012—2013 гг. Стоимость проекта оценивается в 425 млн рупий, на 39 млн больше, чем было истрачено на полет Chandrayaan-1. Основной задачей полета второго лунного зонда станет изучение геологического строения нашего спутника.

9 ноября

Сообщается, что в 500 м от МКС пролетел небольшой (менее 5 см в поперечнике) обломок старого космического аппарата (какого именно, установить не удалось). Об опасном сближении экипаж станции был предупрежден заблаговременно. Рассматривался и вариант, укрытия космонавтов на защищенном борту пристыкованных к станции кораблей «Союз». К счастью, этого не потребовалось, и работа на МКС продолжалась в штатном режиме.

ESA и NASA подписали соглашение о совместном исследовании Марса. Специально для этой цели разработана программа MEJI (Mars Exploration Joint Initiative — «Совместная инициатива по изучению Марса»). Согласно новому документу, в 2016 г. на орбиту Красной планеты должен выйти европейский аппарат, а в 2018 г. на ее поверхность высадится один или несколько марсоходов. Решение о совместном изучении Марса было принято отчасти из-за того, что марсианские программы обоих агентств испытывают финансовые трудности. Основная цель MEJI — получение и доставка на Землю образцов марсианского грунта. Напомним, что совсем недавно ESA заключило похожее соглашение и с Роскосмосом.

10 ноября

В 17:22 по московскому времени с космодрома Байконур выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым-кораблем-модулем «Прогресс М-МИМ2» на борту. Через 9 минут корабль успешно отделился от последней ступени носителя и вышел на околоземную орбиту. Основной задачей полета является доставка на МКС нового российского модуля «Поиск».

Ведущие ракетно-космические предприятия мира объединят усилия для освоения Солнечной системы в рамках совместной международной программы. Об этом сообщил журналистам президент РКК «Энергия» Виталий Лопота. По его словам, уже идут консультации по разработке самых амбициозных планов. В консорциуме, кроме «Энергии», участвуют такие гиганты, как Lockheed Martin (США), Mitsubishi Heavy Industries (Япония) и Astrium (Европа). Лопота также добавил, что за основу, видимо, будет принята российская программа по освоению Солнечной системы, разработанная до 2040 г. «Этот проект был признан партнерами привлекательным, поэтому вокруг нас собрались лучшие производители космической техники», — сказал Лопота.

Кроме того, Виталий Лопота сказал, что России, обладающей необходимыми технологиями, следует обратить внимание на новый перспективный рынок — услуги по сведению с орбиты неработающих космических аппаратов с помощью «корабля-уборщика». Он заявил: «В космосе летает 1200 крупных неработающих объектов. Ресурс орбит и точек стояния почти исчерпан». По мнению Лопоты, рынок услуг по очистке земной орбиты от космического мусора к 2020 г. может составить 3 млрд долларов в год, и Россия может рассчитывать на четверть этого объема. В РКК «Энергия» уже идут работы по созданию универсальной космической платформы, которая может использоваться и в качестве «корабля-уборщика».

NASA внезапно обнаружило неизвестный астероид — всего за 15 часов до его максимального сближения с Землей. Диаметр нового объекта, получившего имя 2009 VA, составляет около 7 м. Астероид прошел на расстоянии 14 тыс. километров от Земли, став третьим в списке самых близко проходивших от Земли космических гостей. Впрочем, даже в случае падения астероида на Землю, опасности он не представлял: объекты подобного размера приближаются к Земле примерно 2 раза в год, а падают — раз в 5 лет.

Обнародована новая фотография места посадки зонда Apollo 11, сделанная лунным зондом Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Это первая фотография, которую LRO сделал после достижения орбиты высотой 50 км. «Взгляд» на Луну с такого небольшого расстояния позволяет разглядеть множество деталей. В частности, на снимке хорошо видны приборы, оставленные на земном спутнике астронавтами.

Все меньше шансов на успешное завершение миссии японского межпланетного зонда Hayabusa, «везущего» на Землю образцы грунта астероида Итокава. По сообщению японского космического агентства JAXA, недавно вышел из строя один из 4-х ионных двигателей, который должен был обеспечить коррекцию траектории полета зонда с тем, чтобы в июне 2010 г. Hayabusa приблизился к Земле и отстрелил капсулу с образцами грунта. Два двигателя аппарата вышли из строя еще в 2007 г. Таким образом, в распоряжении специалистов сейчас остается только один двигатель, который, к тому же, уже сбоил ранее. Сейчас инженеры изучают возможность задействовать этот двигатель, чтобы обеспечить рандеву аппарата с Землей.

12 ноября

В 18:41 по московскому времени транспортный корабль «Прогресс М-МИМ2» с модулем «Поиск» успешно пристыковался к МКС. Корабль доставил на орбиту более 750 кг грузов.

В соответствии с указом президента РФ на базе московского ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» создано ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» («Российские космические системы»). В состав ее также вошли московские ОКБ МЭИ, НИИ Точных приборов и Космического приборостроения, подмосковные НПО Измерительной техники (г. Королев) и НПО «Орион» (г. Краснознаменск), и пензенский НИИ Физических измерений. Генеральным директором и генеральным конструктором новой госкорпорации назначен Юрий Урличич.

Иран намерен запустить спутник связи Mesbah в период с марта 2011 г. по март 2012 г., и поможет ему Италия. Планируется, что старт состоится с итальянского космодрома, после чего спутник будет находиться на околоземной орбите для передачи данных на протяжении 3 лет. Пока что на орбите насчитывается 2 иранских спутника, один из которых был запущен Россией с космодрома Плесецк, а второй — с космодрома Семнан в Иране.