Пять самых дорогих инженерных проектов современности — от 8 до 80 млрд долларов за каждый, от новых авианосцев до могильника, с упоминанием Четвертого транспортного кольца.

5. Авианосцы типа «Джерард Р. Форд

«

Страна: США. Ориентировочная стоимость: 8,1 млрд долларов

Авианосцы типа «Джерард Р. Форд» должны стать новым — и самым крупным — поколением этого типа судов, основой морского могущества США в первой половине XXI века. Работа над проектом началась в 2007 г., первое судно уже заложено и должно встать в строй в 2015 г. Кстати, в нашем журнале уже публиковался репортаж о том, как идет работа по проектированию и постройке этих авианосцев будущего: «Рождение гиганта».

Каждый такой корабль будет иметь водоизмещение до 100 тыс. тонн и 333 м длины при 78 м максимальной ширины. Другие внушительные цифры: 2 ядерных реактора, 2,5 тыс. человек экипажа (плюс столько же команды авиакрыла), вместимость — более 70-ти самолетов и вертолетов.

В них должен быть реализован целый набор новейших решений, начиная от обновленного ядерного реактора и стелс-технологий, и до электромагнитных катапульт и высокой автоматизации, позволяющей существенно снизить численность команды. Постройка ведется на верфях компании Northrop Grumman в штате Виргиния. Каждый такой корабль обойдется бюджету США в 8,1 млрд долларов, плюс 5 млрд было потрачено на проектирование. Пока что ВМФ планируют получить 3 авианосца нового типа.

4. Большой бостонский тоннель

Страна: США. Ориентировочная стоимость: 14,6 млрд долларов

Большой бостонский тоннель превратил главную транспортную артерию этого огромного мегаполиса, хайвей, проходивший через центр Бостона, в 5,6-километровый туннель под ним. Он позволил «разрубить» транспортный узел, сковавший город в связи с крайне напряженным трафиком и никак не рассчитанной под него планировкой улиц.

Сложность проекта была связана с тем, что тоннель пролег прямо под городом, с уже налаженными подземными коммуникациями и линиями метро. Строителям пришлось уходить ниже, работать в условиях постоянных трудностей, которые представляли слабо изученные геологические пласты под Бостоном — они обнаруживали и ушедшие под землю дома, и затонувшие корабли (напомним, что, ко всему прочему, город стоит на побережье Атлантики), и ледниковые наносы.

Возведенный в 2007 г., туннель обошелся крайне дорого — и не только по инженерным причинам. С его строительством связана масса коррупционных скандалов и уголовных дел, и даже несколько убийств.

3. Плотина и ГЭС «Три ущелья

«

Страна: Китай. Ориентировочная стоимость: 24 млрд долларов

Плотина «Три ущелья» (а по-китайски коротко — «Санься») — колоссальная, самая большая в мире гидроэлектростанция, которая уже достраивается на реке Янцзы, близ города Саньдоупин. Начало строительства состоялось в 1992 г., в целом оно было закончено в 2008, а окончательно станция должна быть запущена в 2010 г., но и после того работы на ней продолжатся.

Железобетонная стена плотины имеет 2,3 км в длину, 101 м в высоту, толщина ее у основания составляет 115 м, а у вершины — 40 м. На все это дело понадобилось 27,2 млн кубометров бетона и 463 тыс. тонн стали — а предварительно было выкопано 102,6 млн кубометров грунта. Вода должна достигать максимальной отметки в 91 м выше уровня реки, заполняя подготовленное высокогорное водохранилище шириной 1,1 и длиной 660 км.

Стоит заметить, что этот проект, действительно потрясающий воображение своим размахом, довольно противоречив. Разумеется, он поставит огромное количество (максимальная планируемая производительность ГЭС — 24 тыс. МВт) энергии, поможет контролировать разливы Янцзы, которые во многом определяют состояние сельского хозяйства страны. С другой стороны, возведение «Трех ущелий» потребовало переместить из своих домов более 1 млн человек, водохранилище уничтожит целый ряд исторически и археологически бесценных сокровищ. Да и экологии региона вред нанесен невероятный.

Подробнее плюсы и минусы этой колоссальной плотины — как, впрочем, и других гидроэлектростанций — мы разбирали в статье «Оковы для воды».

2. Могильник радиоактивных отходов «Юкка-Маунтин

»

Страна: США. Ориентировочная стоимость: 57 млрд долларов

Американский Департамент энергетики присматривается к этому местечку еще с 1978 г., когда начала действовать первая программа подготовки хранилищ радиоактивных отходов как для гражданских, так и для военных производств. Гора Юкка выглядит крайне непривлекательно — а значит, очень подходяще для могильника. Она расположена в 150 км к северо-западу от Лас-Вегаса, глубоко в пустыне штата Невада, в границах закрытой зоны, где долгие годы проводились ядерные испытания.

Юкка имеет вулканическое происхождение и состоит из толстых слоев туфа. Химические и физические свойства этой породы делают ее особенно подходящей для хранения радиоактивных материалов сотнями тысяч лет, пока они не станут безопасными. Однако даже первый этап — исследования и проектирования — занял 20 лет. Он подтвердил, что именно гора Юкка обладает набором уникальных характеристик — от состава от расположения — которые делают ее самым безопасным местом для сооружения могильника.

Однако колоссальная стоимость работ задерживает возведение хранилища, а возможно — и вовсе заставит поставить крест на проекте. Администрация Барака Обамы отклонила финансирование любых работ по возведению могильника, помимо минимальных. По состоянию на середину 2009 г. некоторые официальные лица заявили о том, что проект закрыт.

1. Международная Космическая Станция

Страны: Россия, США, Евросоюз, Япония, Канада. Ориентировочная стоимость: 80 млрд долларов

МКС — совместный проект, «потянуть» который самостоятельно вряд бы смогла бы какая-либо из стран-участниц. В строительстве и использовании станции участвуют национальные космические агентства России (Роскосмос), США (NASA), Канады (CSA), Японии (JAXA), а также европейское ESA. Сегодня этот 300-тонный комплекс успешно работает на 350-километровой орбите, и в принципе его можно даже различить невооруженным глазом. Текущие линейные размеры МКС составляют 58х73х27 м, а скоро к ней отправится еще один новый модуль — российский МИМ-1.

Это — крупнейшее искусственное тело и самая внушительная лаборатория, когда-либо отправлявшаяся на орбиту. Здесь проводятся эксперименты по целому ряду областей, включая биологию и медицину, психологию и физику, химию и наноматериалы, исследуется наша планета, ведутся образовательные программы. Официальный отчет о научных находках, сделанных благодаря МКС, выходит ежемесячно. На станции постоянно работает сменный экипаж, ее посещают способные оплатить полет космические туристы.

Конечно, столь огромный проект, да к тому же реализующийся при участии специалистов 16-ти стран и при их долевом финансировании, крайне непросто оценить в плане затрат. Сложно даже сказать, что именно стоит отнести к затратам на МКС, а что — нет (к примеру, постройку и запуск кораблей с грузами и экипажами). По разным оценкам, совокупная стоимость станции составила от 35 до 100 млрд долларов. А по мнению экспертов ESA, за 30 лет постройки и работы на нее будет потрачено более 100 млрд евро.

Остается выразить сожаление о том, что в поле зрения авторов этого рейтинга не попали некоторые проекты московских властей. Так, строящееся 72-километровое Четвертое транспортное кольцо, по предварительным данным, обойдется российской столице в 660 млрд рублей — по текущему курсу это 22,6 млрд долларов. Наверняка достойное место занял бы и проект подготовки Олимпиады в Сочи.

А вот Большому Адронному Коллайдеру места в рейтинге бы не нашлось: этот проект оценивается не более чем в 6,4 млрд евро (см. статью «Пока не случился БАК»).

Читайте также о 18-ти самых поразительных инженерных проектах современности: «Инженерные чудеса».

По сообщению Science Bookmarks