Cirque du Soleil («Цирк Солнца»), созданный четверть века назад Ги Лалиберте — уличным музыкантом и глотателем огня из Квебека, превратился за эти годы в настоящую транснациональную корпорацию и своего рода цирковую сборную мира

Международный успех «солнечных» циркачей — заслуга не только артистов и постановщиков, но также инженеров и конструкторов, внедривших в цирковое искусство высокие технологии. Невероятные сценические сооружения — фирменный стиль Cirque du Soleil
«Клетка пленников». С помощью этой конструкции акробаты, занятые в шоу «КА», демонстрируют леденящие кровь трюки
Всемирный табор Рекрутеры из Монреаля работают по всему миру, старясь привлечь для участия в шоу высокопрофессиональных артистов и спортсменов. В Cirque du Soleil работают представители 40 стран (в том числе России и стран бывшего СССР), говорящие на 25 языках
Странники Шесть гастролирующих шоу выступают под куполом огромных шатров, которые в разобранном виде перевозятся от одного места выступления к другому. Еще два шоу — SALTIMBANCO и ALEGRIA — устраивают свои представления на цирковых аренах
На сегодняшний день Cirque du Soleil показывает девять стационарных шоу, пять из которых играются в залах при казино и отелях Лас-Вегаса, два других — также в США (Нью-Йорк и Орландо) и еще по одному в Макао (КНР) и в Токио (Япония). В конце этого года ожидается появление десятого стационарного шоу, посвященного Элвису Пресли. И снова в Лас-Вегасе
Многоэтажное шоу Грандиозное нечто, воздвигнутое в зале отеля MGM Grand в Лас-Вегасе, имеет совершенно футуристический вид и очень прозаическое название — Post and Beam, то есть «стоечно-балочная конструкция». Эти сооружения, как и подиум в шоу VAREKAI, имеют одну цель — вынести пространство представления прямо в зал, стирая грань между артистом и зрителем, между сказкой и реальностью
Настоящий риск В каждом шоу Cirque du Soleil используется множество разнообразного реквизита и необычных приспособлений для трюков. А вот чего у артистов нет, так это страховочных лонж. Такова принципиальная позиция основателя цирка Ги Лалиберте
Без живности Из цирковых жанров в выступлениях артистов Cirque du Soleil больше всего представлена акробатика. Есть номера с участием жонглеров и клоунов. Но дрессированных животных не увидишь ни в одном шоу, и потому это единственный цирк, имеющий поддержку «Гринпис»

Выступления Cirque du Soleil — это не совсем цирк в обычном понимании, скорее новый синтетический жанр, зрелище, которое не так-то легко описать словами — лучше, как говорится, один раз увидеть. Здесь нет обычной последовательность номеров — вот попрыгали акробаты, затем пошутили клоуны, и наконец, пришло время дрессированных пингвинов — вниманию зрителя предлагаются целостные в своем замысле спектакли, сочетающие в себе как чисто цирковые номера, так и пантомиму, танец, музыку и даже пиротехнику вкупе с боевыми искусствами.

Гипсовые головы

Каждое новое шоу проектируется в штаб-квартире Сirque du Soleil в столице канадской провинции Квебек. Придумывается и продумывается буквально все до мелочей. Вот, например, костюмы — им отводится колоссальная роль в представлении, и каждый из них является оригинальной дизайнерской работой. Примечательный факт — все ткани, с которыми работают в швейных мастерских Cirque du Soleil, будь то нейлон или шелк, закупаются исключительно белыми. Даже их окраску мастера «Cолнечного цирка» не доверяют никому, не говоря уже о шитье.

Грим — вещь тоже сугубо индивидуальная и, как правило, невероятно сложная. С головы артиста, поступающего на работу в Cirque du Soleil, обязательно снимается гипсовый слепок, так как грим и головные уборы разрабатываются в точном соответствии с особенностями физиологического строения лица, ушей, черепа, а образец должен быть всегда под рукой.

Для каждого нового шоу пишется оригинальная музыка — она исполняется музыкантами и певцами исключительно вживую. Единственное исключение — шоу Love, посвященное легендарным «Битлз» и основанное на их песнях. Да, вживую «Битлз» спеть уже не смогут никогда, но в зале звучит фонограмма, заново сведенная из мастер-лент самим сэром Джорджем Мартином и его сыном Гилем специально для Love. Благодаря цифровым технологиям музыка, записанная изначально на несовершенной аппаратуре 1960-х, отличается особой чистотой и объемностью звучания.

Cirque du Soleil родом из Канады, но многие его знаменитые шоу играются на постоянной основе за рубежом, в основном в США. Пальму первенства держит Лас-Вегас с пятью стационарными труппами. В частности, в этой мировой столице развлечений играются спектакли «О» и «КА». За этими сверхлаконичными именами скрываются цирковые действа, буквально напичканные хайтеком.

Цирковые олимпийцы

Планирование стационарного шоу начинается с будущего зала. Cirque du Soleil обычно работает с девелоперами, договариваясь о строительстве специального помещения во вновь возводимом отеле или казино или о капитальном переоборудовании уже существующего зала. Зачем такие сложности? Дело в том, что во многих шоу канадского цирка отсутствует как сцена в театральном понимании, так и арена в цирковом.

Например, зрители «КА», поставленного по древнеегипетским мотивам, сидят не перед сценой, а перед заполненным дымом пространством, кажущимся бездонным. Артисты появляются как бы из ниоткуда — то сверху, то снизу, то сбоку, выезжая на выдвижных платформах или перемещаясь на подъемниках. Временами перед зрителями вдруг вырастают настоящие мегаконструкции вроде парусного корабля или «клетки пленников». Вся эта машинерия, разумеется, управляется с помощью компьютеров.

События шоу «О» разворачиваются вокруг огромного круглого бассейна. Во время всего представления под водой находятся спасатели-аквалангисты, чье присутствие маскируется генератором воздушных пузырей. Кроме того, все задействованные в шоу артисты (среди которых есть олимпийские чемпионы) прошли курс обучения подводному плаванию и могут в любой момент пополнить недостаток кислорода у одной из 18 «дыхательных станций», расположенных в воде.

Говорим по‑цыгански

Что ни говори, а в технической продвинутости знаменитых стационарных шоу Cirque du Soleil коренится великая несправедливость — увидеть эти представления можно только в Лас-Вегасе и нигде больше. К счастью, в арсенале канадской цирковой корпорации есть и гастролирующие программы — такие как OVO, QUIDAM, DRALION, CORTEO, KOOZA и VAREKAI. C последним номером в этом списке вот-вот начнут знакомство российские зрители. В октябре шоу Varekai (что по‑цыгански означает «где-то там») начинает восьминедельные выступления в Москве.

По своей технологической изощренности передвижные шоу немногим уступают стационарным, однако у организаторов гастролей появляются дополнительные проблемы, связанные с логистикой странствующего цирка. Шоу Varekai со всеми его грандиозными декорациями просто невозможно вписать ни в одну из существующих цирковых или концертных площадок. Поэтому гастролирующие труппы Cirque du Soleil везут с собой все, включая будущее помещение для выступлений. В его роли выступает гигантский шатер, а точнее, комплекс соединенных друг с другом шатров — сюда входят Большой купол (Grand Chapiteau), Большой шатер парадного входа (Concession Hall), шатер для VIP-гостей (Tapis Rouge). Под сенью шатров размещаются также гримерные, склады, офисы, кухня и даже школа для детей артистов или юных циркачей. Весь этот мини-город полностью обеспечивает себя электричеством за счет автономных мобильных генераторов и нуждается только в подключении к местному водопроводу и сетям коммуникации.

Железный лес

Шоу Varekai поднимает свои шатры в конце сентября на специально выделенной площадке в районе стадиона «Лужники». Весь процесс строительства займет восемь дней, и три дня понадобится для того, чтобы демонтировать шатры после окончания гастролей. Первым делом на площадке воздвигаются четыре 24-метровые мачты, которые станут основой главного шатра, а также сооружается артистический шатер — там будет временно складироваться звуковое и осветительное оборудование. На следующий день натягивается тент Большого купола. Это очень зрелищное действо длится обычно около десяти минут и требует усилий команды из 60 человек. Тросы-растяжки крепятся к вбитым в асфальт 550 полутораметровым «колышкам».

Зачем все это? Почему для размещения шоу нужен целый город из шатров? Ответить на этот вопрос легче всего, описав масштабные декорации представления. Как и у всякого другого шоу Cirque du Soleil, у Varekai есть некий сюжет, сквозная тема — здесь это судьба крылатого юноши Икара, попавшего в загадочный лес, что вырос на склоне потухшего вулкана. Лес изображается частоколом из 300 металлических шестов высотой от 4,5 до 10,5 м, среди которых есть два десятка «акробатических деревьев» — по ним обитатели леса поднимаются к своим жилищам и наблюдают за происходящим на сцене. Переходить в вышине от дерева к дереву помогает специальный подиум длиной 30 м, завершающийся «наблюдательной площадкой», нависающей прямо над зрителями. Все эти массивные металлические конструкции помогают наполнить пространство шоу жизнью и движением. В багаже Varekai от 800 до 1000 т декораций, осветительного и звукового оборудования и прочих необходимых грузов. Для их перевозки приходится использовать от 50 до 71 мегатрейлера. Обычно все оборудование едет на грузовиках, и только на гастроли в Австралию шоу перемещалось по воздуху. Особых проблем нет, но встречались и нестандартные ситуации. Например, перед поездкой в Австралию все оборудование пришлось тщательно вымыть и очистить — местные власти бдительно следят за тем, чтобы на Зеленый континент не попадали пыль или почва неместного происхождения".

Видео к статье: смотреть