Начало авиасалона было омрачено трагической гибелью летчика, командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко. Но событие все-таки состоялось, и здесь было на что посмотреть.

Впервые Международный Авиационно-Космический Салон (МАКС) в подмосковном Жуковском состоялся в 1992 г. (тогда он назывался еще «Мосаэрошоу», но уже в следующем году получил свое теперешнее имя). С тех пор он успел превратиться в одно из крупнейших мировых авиафорумов, его традиционно открывает лично президент России. Теперь он проходит раз в 2 года, собирая сотни компаний со всего мира, но тон здесь по‑прежнему задают отечественные разработчики и производители.

Несмотря на мировой экономический кризис, в этом году в Жуковском собрались представители 711 компаний (из них 436 — российских), из которых 120 — с продукцией военного назначения. Съехались 159 военных и дипломатических делегаций разных стран. Все это дело освещали более 3 тыс. журналистов и охраняли 2 тыс. милиционеров.

Трагическое начало

Накануне открытия салона произошло событие, наложившее печальный отпечаток на все 6 дней его проведения. После тренировочного полета в небе столкнулись два истребителя Су-27, пилотируемые асами пилотажной группы «Русские витязи». Хотя все летчики катапультировались, в результате один из них получил несовместимые с жизнью травмы и погиб. Это был глава «витязей» Игорь Валентинович Ткаченко, 45-летний военный летчик, гвардии полковник.

Причины гибели называют разные: по одной версии, на раскрытие парашюта не хватило высоты. По другой, парашют загорелся в воздухе, по третьей — система катапультирования была повреждена в результате столкновения. Официальное расследование еще не закончено, а мы не будем здесь заниматься спекуляциями. Хочется лишь добавить, что поначалу «Русские витязи» отказались от демонстрационных полетов на МАКСе, однако затем изменили свое решение. Их поступок стал замечательной данью памяти командиру и летчику.

Контракты

Коммерчески авиасалон оказался весьма успешным. За несколько дней мероприятия здесь было заключено контрактов на рекордную для МАКС сумму около 10 млрд долларов — больше, чем на МАКС-2007 (3 млрд) и МАКС-2005 (5 млрд).

Главной сенсацией стала крупнейшая сделка, совершенная российским Министерством обороны, которая договорилась за 80 млрд рублей купить у компании «Сухой» 48 многоцелевых истребителей Су-35БМ (новая глубокая модификация поколения 4++), 12 многоцелевых перехватчиков Су-27СМ и 4 истребителя Су-30М2, получивших возможность оснащаться противокорабельными ракетами. Это самая масштабная закупка российской армии за последние 20 лет.

Кроме того, «Росавиа» объявила о намерении приобрести в России и за рубежом крупный парк узкофюзеляжных самолетов, общим числом 65 штук — предложения различных производителей будут рассмотрены до середины октября. ОАО «Вертолеты России» тоже сообщила о ряде приятных фактов. Так, по данным компании, в этом году производство вертолетов в стране составило 220 штук (против 169 в 2008 г.), а продажи удвоились. На МАКСе подписано соглашение о продаже партии из 20 новых вертолетов в «одну из арабских стран».

Еще одна интересная договоренность достигнута со Вьетнамом: там планируется проводить испытания российских военных самолетов, их узлов и агрегатов на стойкость в непростых условиях влажного тропического климата.

Интрига

Большое внимание привлек новый российский среднемагистральный пассажирский самолет SuperJet 100 — впрочем, о нем лучше прочесть в заметке «Суперджет». Посетители даже имели возможность посидеть в его комфортабельном салоне. Помимо того, засветился на МАКСе и знаменитый экспериментальный истребитель Су-47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла. Построенный в единственном экземпляре, он с конца 1990-х кочует по всевозможным авиасалонам. Однако главную, всеми ожидаемую новинку — разрабатываемый в «Сухом» самолет пятого поколения (платформа Т50) — так и не показали.

Стоит сказать, что по сообщениям разработчиков, уже начались наземные испытания прототипа, а первые полеты намечены на осень. Однако все происходит в обстановке такой секретности, что даже облик нового самолета остается тайной. Именно на фоне этой обстановке посетителями МАКСа были замечены фирменные значки ОАО «Сухой», на которых показан профиль перспективного самолета. Это сочли первым — хотя и весьма смутным — достоверным его изображением, просочившимся на публику.

Если ориентироваться на него, то будущий самолет будет представлять собой моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу от продольной оси. Видно также, что геометрия самолета служит минимальной его заметности для средств ПВО. Разные источники в «Сухом» по‑разному комментировали заинтриговавшее всех событие: одни заявили, что значки — просто ничего не значащая «китайская подделка», другие же согласились, что «внешнее сходство, все-таки, есть».

Новинки и новости

По-настоящему потрясающих новшеств на МАКСе показано не было, однако нельзя пройти мимо некоторых действительно важных новинок. Помимо уже упомянутого SuperJet 100, это — его ближайший конкурент, в основном, разработанный на Украине и произведенный в России Ан-148, ближнемагистральный пассажирский самолет. Это и те же новейшие модификации истребителей Су-35 и МиГ-35.

«Засветилась» на форуме и вся военная классика — стратегические бомбардировщики Ту-160 («Белые лебеди») и Ту-95, самолет-амфибия Бе-200 и военно-транспортные Ан-124 «Руслан». Кстати, в рамках МАКСа прошли переговоры о производстве «Русланов» в России: лицензия принадлежит украинскому АНТК имени Антонова, однако собственно производство этих мощных «грузовиков», способных перенести до 130 тонн на тысячи километров, было свернуто еще в середине 1990-х. Подписано соглашение на модернизацию Ан-124−100 увеличенной до 150 т грузоподъемности и дальности полета (до 4 тыс. км с грузом и 15 тыс. — пустой), который, возможно, будет производиться в России. Кроме того, Россия и Украина договорились о совместной разработке военно-транспортного самолета среднего класса Ан-70.

Здесь же, на МАКСе Минобороны заключило и еще один интересный контракт: по его заказу компания «Туполев» займется разработкой нового «принципиально нового» стратегического бомбардировщика. Как обычно, никаких дополнительных сведений о Перспективном авиационном комплексе дальней авиации (ПАК ДА) не разглашается — как и о его собрате, комплексе фронтовой авиации (ПАК ФА), том самом самолете пятого поколения. А жаль.

Беспилотники

Большой интерес вызвали экспозиции российских компаний, занятых разработкой и производством БПЛА. Новые разработки представила небезызвестная нашим читателям компания ZALA («Глаз свыше»). Но особенный шум поднялся вокруг продукции компании «Р.Е.Т. Кронштадт» (совместное предприятие «Рособоронпрома» и компании «Транзас») — серии беспилотников «Дозор». Возможно, именно они дополнят боевой парк российской авиации, которая пока что закупает лишь один вид российских БПЛА (читайте «"Типчак» в воздухе») — и то пока он имеется в количестве 1 штуки.

Сравнительно небольшие «Дозоры» разных размеров и габаритов предназначены для разведки и целеуказания, а самые тяжелые аппараты могут взять на себя и ударную роль. Этот «Дозор-600» представляет собой верхнеплан с V-образным хвостовым оперением. Клепаный фюзеляж собирается из дюралюминия с пластиковыми обтекателями. Аппарат не слишком быстрый и не слишком высотный, на нем установлен 110-сильный бензиновый двигатель, позволяющий развивать ему крейсерскую скорость до 150 км/ч, а максимальную — 210 км/ч. Практический потолок — 7,5 км. Зато он способен на исключительно длительный полет: топлива ему хватит на 30 часов, а если установить дополнительные баки — и того больше. Дальность полета при этом может составить 3,7 тыс. км. Взлет и посадка проходят «по-самолетному».

«Дозор-600» способен нести до 120 кг полезного груза (максимальная взлетная масса составляет 640 кг). Сюда могут входить видеокамеры и тепловизоры, приборы ночного видения, аппаратура для картографической съемки, бортовая РЛС, навигационный комплекс, поддерживающий системы GPS и ГЛОНАСС, и так далее. Все собранные данные могут сохраняться на бортовом носителе, или обрабатываться и передаваться на наземный пункт управления. Ну а если ограничиться 4-часовым полетом, масса полезной нагрузки может возрасти до 220 кг.

Кроме того, новый «Дозор» имеет отсек для сбрасываемого груза размерами 1,5х0,4 м, что позволяет говорить о возможностях его ударного применения. Если военные действительно остановят свой выбор на этом аппарате, он может стать первым ударным БПЛА в российской армии.

Космос

Нельзя забывать о том, что МАКС — мероприятие не только авиационное, но и космическое, и здесь были представлены все ведущие предприятия российской ракетно-космической отрасли, а также многих других стран мира. Свои экспозиции представили 16 российских компаний, а особое место заняли экспонаты, посвященные перспективному семейству ракет-носителей «Ангара» и новому проекту пилотируемого корабля, а также строящемуся космодрому Восточный. Самарское ЦСКБ «Прогресс» представило новую модификацию ракет-носителей «Союз 2−3» повышенной грузоподъемности.

Роскосмосом подписан договор с ESA, согласно которому европейцы технически поддержат работу будущей российской «марсианской» миссии «Фобос-Грунт» (запуск должен состояться уже в октябре), а наша страна — европейскую ExoMars. Был обсужден и горячий вопрос о продлении работы МКС, а также о реализации проекта по возведению стартовой площадки для ракет «Союз» на европейском космодроме Куру, который реализуется полным ходом. С немецким национальным космическим агентством DLR окончательно определен состав будущей совместной астрофизической миссии «Спектр-Рентген-Гамма» (eROSITA). Прошли переговоры с национальными агентствами Казахстана, Украины, Китая, Нигерии.

Отдельные контракты заключили и предприятия Роскосмоса. ФГУП «Космическая связь» заказала в ИСС имени Решетнева два современных спутника связи и ретрансляции («Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6») на общую сумму 360 млн евро. НПО имени Лавочкина и европейский консорциум EADS Astrium продолжили работу над подготовкой совместного проекта «Арктика», по которому планируется создать систему космической связи и дистанционного зондирования Земли в заполярном регионе.