Возможность очень быстро перемещаться по миру весьма востребована. Особенно среди тех, для кого время — это деньги в буквальном смысле слова

Арабский шейх Рашид Бин Хумаид Аль Ноаими оплатил заказ на 12-местный сверхзвуковой самолет Supersonic Business Jet компании Aerion стоимостью $80 млн. Это первый доведенный до продажи проект. Большинство бизнес-джетов, включая отечественный ТУ-444, тормозит на «бумажной» стадии. А спрос на такие машины ожидается немалый, и студенты СПГХПА подготовили своего рода «предпроектное предложение» по внешнему и внутреннему облику самолета.

Наивно было бы ожидать, что в рамках студенческого проекта будет предложена самостоятельная работоспособная концепция сверхзвукового самолета. Поэтому в основу положены технические данные уже упоминавшейся разработки КБ Туполева.

По обе стороны барьера

Аэродинамика сверхзвукового самолета очень сложна. Одна схема действует при полете на дозвуковых скоростях, и совершенно другая — на сверхзвуковых. Существуют несколько решений этой проблемы, например изменяемая стреловидность крыла, как у военных самолетов, или переднее горизонтальное оперение (ПГО), как на Ту-144. В проекте предлагается использовать оба упомянутых решения. У Ту-144 ПГО размещено на крыше, но, поскольку у Skyline планируется панорамное остекление верхней части пилотской кабины и пассажирского салона, ПГО убирается в аэродинамические наплывы по бокам фюзеляжа.

Панорамное остекление (плюс остекление в нижней части пилотской кабины) обеспечит экипажу хорошую обзорность при маневрировании по полю аэродрома, взлете и заходе на посадку (сейчас в гражданской авиации используется отклоняющийся носовой обтекатель). Остекление выполнено из прозрачных полимерных материалов, которые под воздействием электричества меняют свою светопропускающую способность. Фюзеляж самолета предполагается изготовить из композитных материалов, подобно фюзеляжу «Боинг-787».

Крылатая механизация

У сверхзвуковых самолетов плоскость крыла очень тонкая, и вся механизация крыльев практически вынесена наружу и прикрыта обтекателями. Это ухудшает аэродинамические свойства, увеличивает затраты топлива, сокращает дальность полета. Авторы Skyline предлагают выполнить плоскости аэродинамических поверхностей из композитных материалов, которые изменяют свою форму под воздействием электрического напряжения (электроморфное адаптивное крыло). Поверхности становятся тонкими, без разъемов и щелей, без внешних наростов в виде обтекателей приводов механизации крыла.

В небе как дома

VIP-пассажиры (а других в бизнес-авиации не бывает) весьма требовательны. Поэтому главная задача проектирования интерьера — максимальный комфорт и функциональность. Каждый элемент интерьера Skyline задуман так, чтобы избежать эффекта трубы, зрительно делать помещение короче и шире. В небольшом пространстве разместилось все для продуктивной работы: удобные места, системы связи и офисная техника, два бара, раскладывающийся диван для отдыха (на него авторы готовы уложить сразу троих). Если намечаются переговоры, все лишнее убирается в специальные ниши, спрятанная под полом столешница поднимается и закрепляется на телескопических конструкциях в центре салона и к ней поближе по направляющим пазам перемещаются кресла заинтересованных лиц.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2009).