Проблема спама затрагивает сегодня каждого интернет-пользователя. По распространенной оценке, 90% рассылаемых сегодня сообщений электронной почты — это спам. Он перегружает каналы связи, повышает расход трафика, тратит наше время, а главное — не в шутку бесит. Способ избавиться от этой незадачи предлагает Yahoo!, введя для каждого электронного письма нечто вроде «почтовой марки».

Современные развитые фильтры достаточно эффективно отсекают львиную долю назойливой рекламы, так что может показаться, что сегодня спама стало меньше, чем несколько лет назад. Но на деле доля его среди общего количества электронных сообщений только растет и составляет уже больше 90%. Так что даже фильтры не снимают большинства проблем, с которыми связана рассылка спама.

Вот почему разработчики Yahoo! уже приступили к тестированию схемы CentMail, по которой за каждое отправленное электронной почты с пользователя будет взиматься плата в 1 цент. Сама по себе идея сделать рассылку спама экономически невыгодной не нова. Однако на сей раз она, по мнению авторов, получит более значительную поддержку, поскольку коммерческой выгоды из этой схемы извлекаться не будет. Каждый потраченный пользователями цент будет направляться на благотворительность.

Существуют, кстати, и альтернативные предложения, и некоторые из них кажутся нам более интересными. Скажем, за каждое отосланное сообщение компьютер «заставляют» выполнять дополнительную вычислительную работу. Ее можно использовать для решения самых сложных в расчетном отношении научных и технологических задач — иначе говоря, для работы в проектах распределенных вычислений, о некоторых из которых мы уже рассказывали. Вы и сами можете присоединиться к любому из таких проектов и внести посильный вклад в исследования в области астрономии («Зеленые горошины галактик»), происхождения жизни («Игры в Бога») или борьбы со СПИДом («Всем миром»).

Однако один из разработчиков Yahoo! Шарад Гоэль (Sharad Goel) считает, что именно CentMail станет спасением. По его мнению, передавая деньги на благотворительность и демонстрируя это наглядно — особой «маркой» в каждом письме — отправитель будет чувствовать большое удовлетворение, которое стоит потраченного цента. Кроме того, такая схема может стимулировать достойных граждан начать пользоваться ею еще до того, как она станет общепринята. Это своего рода «экономико-социальный» подход к решению проблемы спама.

Стоит заметить, что похожую благотворительную схему пытались реализовать и в IBM, в ходе проекта Charity Seals. Однако она даже не была доведена до практической реализации: слишком уж тяжело заставить людей платить за то, что они всегда получали бесплатно. Один из разработчиков IBM Скотт Фальман (Scott Fahlman) говорит: «Некоторые считают, что любой барьер для пользования электронной почтой — это настоящее кощунство». Впрочем, он же и добавляет, что «барьер благотворительности» вполне может снизить накал этих страстей.

Зато другой программист из IBM Барри Лейба (Barry Leiba) считает, что достоинство схемы CentMail может обернуться и ее недостатком. «Получая чье-то письмо, которое оплачено центом, пошедшим на благотворительность, я вынужден поддерживать выбор отправителя, — говорит он. — С моей помощью его средства направляются на то решение проблемы, с которым я вполне могу не соглашаться» Скажем, отправитель поддерживает запрет абортов, а я — сторонник разрешения, или он — за поддержку сексуальных меньшинств, а я считаю, что они и без меня справятся.

Пока что CentMail проходит стадию закрытого бета-тестирования, но вскоре должна быть открыта широкой публике. Скорее всего, воспользоваться ею смогут не только обладатели почты Yahoo!, но и пользователи других почтовых сервисов. Приобретать «марки» для отправки почты можно будет заранее, целыми «блоками». Впрочем, не менее эффективными в борьбе со спамом может оказаться и… генетика. Читайте об этом: «СПИД как спам».

По публикации New Scientist Tech