Тест-драйв истребителя: авиатренажер Су-27

Тест-драйв истребителя: авиатренажер Су-27

Чтобы прокатиться на истребителе-перехватчике Су-27, в «Авиаклуб 99» приходят именитые летчики-испытатели и просто любители авиации.

«Интересно, сколько всего на свете счастливчиков, которым хоть раз в жизни довелось управлять Су-27?» — подумал я, в очередной раз бросив взгляд на приборы и легким движением пальцев ликвидировав «разнотяг» двигателей. Прочь посторонние мысли, сейчас не до них! Руководитель полетов дал разрешение на посадку, пора стабилизировать курс над живописным ущельем, выравнивать машину и скупыми движениями рукоятки управления контролировать посадочную глиссаду, ловя в прицеле крохотную серую точку аэродрома. Прислушиваясь к указаниям инструктора, я перевожу рычаг управления шасси в положение «выпущено», выпускаю закрылки, свожу на нет тягу двигателей и чисто выполняю зависание у самого края полосы. Колеса плавно касаются земли… в паре метров правее заветного бетона. Техника такого не прощает. Даже катапультироваться было уже поздно.

Я в сердцах срываю с головы наушники, и буквально из глубины души вырывается крепкое словцо. А ведь коллеги предупреждали меня, что следует выбирать выражения, — все полеты на тренажере «Авиаклуба 99» записываются на видео.

Формула реализма

Цифра 99 в названии авиаклуба означает 99% реализма. За основу уникального симулятора, созданного специалистами компании Virpil, взят графический движок от Eagle Dynamics, разработчика известных игр LockOn и Digital Combat Simulator (симулятор вертолета Ка-50). Eagle Dynamics также предоставила значительную часть трехмерных ландшафтов, имитирующих реально существующую местность и аэродромы. LockOn и DCS в сочетании с продвинутыми контроллерами (джойстиками, HOTAS, педалями) считаются очень реалистичными компьютерными симуляторами, играть в которые могут только очень увлеченные люди. Однако при упоминании компьютерных игр специалисты Virpil лишь снисходительно улыбаются: их тренажер представляет принципиально иной уровень реализма и подходит не только для развлечения, но и для тренировок настоящих пилотов.

Прежде всего тренажер отличает кабина, полностью повторяющая кокпит истребителя Су-27. «С первого взгляда в это трудно поверить, но в кабине тренажера нет ни одной детали от настоящего самолета», — говорит Максим Суриков, ведущий программист компании Virpil. С руководства полетной эксплуатации Су-27 снят гриф секретности, что позволяет разработчикам точно воспроизводить все элементы кабины в мельчайших подробностях. Лишь некоторые переключатели не удалось воссоздать с абсолютной точностью: они выпускаются специально для Су-27, имеют серийные номера, и каждый из них находит применение в кабине настоящего самолета. Таким компонентам пришлось подобрать замену по принципу максимального внешнего сходства. В результате реальные пилоты-истребители, занимая место в кабине тренажера, чувствуют себя абсолютно как дома. Разумеется, все элементы управления работают и могут использоваться в симуляции. Однако начинающим пилотам вовсе не обязательно знать назначение всех кнопок и тумблеров. Достаточно запомнить расположение рычага управления шасси, кнопок выпуска закрылков и запуска двигателей.

Вычислительная эскадрилья Вычислительная эскадрилья Если повнимательнее присмотреться к авиатренажеру, в нем можно заметить массу знакомых устройств. Под креслом примостился вибросабвуфер Buttkicker — он имитирует вибрацию корпуса в опасных режимах полета. Рядом прячется другой сабвуфер, акустический — источник шума двигателей. За стеклами кокпита расположились ЖК-панели, которые изнутри кабины воспринимаются как единое панорамное изображение. На самом деле авиатренажер — это значительно больше, чем качающийся над платформой каркас. Главное в нем — это разработанный с нуля софт и вычислительные средства. За обсчет графики и физики отвечает мощная графическая станция — справиться с шестью ЖК-панелями высокого разрешения не под силу обычному GeForce. Искусственным интеллектом руководит отдельный сервер. Он же в будущем будет отвечать за действие нескольких тренажеров в едином игровом пространстве. Отдельный компьютер отвечает за авионику и связь. Еще один — за механику, он объединяет в себе контроллер управления платформой, контроллер перегрузок и контроллер опасных режимов. С него же осуществляется запуск всего комплекса. Описанные вычислительные средства имеют запас мощности и в будущем могут быть использованы для одновременной работы до 20 тренажеров. Причем это ограничение связано не столько с мощностью, сколько с пропускной способностью Internet-канала. В будущем любителей неба ждут увлекательные совместные миссии, групповой пилотаж и воздушные бои.

Второе слагаемое реализма — панорамный обзор с углом 180 градусов. Окружающая обстановка демонстрируется пилоту на четырех больших ЖК-панелях. Стыки между панелями скрыты за стойками фонаря кабины, поэтому пилот воспринимает вокруг себя целостное виртуальное пространство. Еще один ЖК-экран прячется за приборной панелью. Именно на нем отображаются шкалы и стрелки всевозможных альтиметров, вариометров и авиагоризонтов, которые при этом выглядят как настоящие аналоговые приборы.

Важнейшее преимущество тренажера перед компьютерным симулятором — имитация ускорений и перегрузок. Это важный канал информации для пилота, который позволяет более точно оценивать положение и динамику аппарата в пространстве. Ощетинившийся проводами металлический каркас оснащен электродвигателями, наклоняющими его по продольной и поперечной осям. Когда самолет тормозит или разгоняется, кабина наклоняется вперед или назад. Если аппарат поворачивает или скользит в сторону, кабина принимает соответствующий крен. Перегрузки по вертикальной оси (при наборе или сбросе высоты) реализованы с помощью переменного натяжения ремней: потяните рычаг на себя, и вас ощутимо вдавит в кресло.

Кабина авиатренажера Су-27 Кабина авиатренажера Су-27 Органы управления и приборы 1) Ручка управления 2) РУД (рычаги управления двигателями) 3) ИЛС (Индикатор на фоне лобового стекла) 4) Пульт управления навигационной системой 5) Штуцер противоперегрузочного костюма 6) Указатель топливомерной системы 7) Командно-пилотажный прибор 8) Навигационно-плановый прибор 9) Указатель частоты вращения двигателей 10) Пилотажно-посадочный индикатор

Пилоты-истребители летают в противоперегрузочных костюмах. Это что-то вроде надувного комбинезона, который в моменты максимальных ускорений сжимает тело пилота и отгоняет кровь в голову. Костюм поддерживает кровообращение мозга и помогает пилоту не потерять сознание в наиболее экстремальные секунды пилотажа. Такой костюм надевает и пилот тренажера, подключая его к соответствующему пневматическому штуцеру в кабине. Вместе с эффектом вибрации кресла в экстремальных режимах это придает дополнительный реализм.

Живое участие

В отличие от компьютерных игр, тренажер не имеет нескольких уровней сложности. Симуляция всегда проходит в режиме максимального реализма. Как вы думаете, много людей способны, впервые оказавшись в кабине боевого истребителя, оторвать его от земли без посторонней помощи? В реальной жизни обучение пилотов ведется на специальных учебно-боевых версиях самолетов, в которых за спиной курсанта сидит инструктор с полным комплектом дублирующих органов управления. Пожалуй, главное отличие тренажера от игры — это постоянное присутствие живого профессионального инструктора во время полета.

Первый полет проходит по следующей схеме. Инструктор клуба демонстрирует пилоту кабину и органы управления самолетом, помогает надеть противоперегрузочный костюм и устроиться в кресле. После того как кресло будет задвинуто в кабину и надежно зафиксировано, работа инструктора клуба заканчивается, а ученика приветствует в наушниках бодрый голос руководителя полетов, он же РП. Руководителя полетов «Авиаклуба 99» зовут Радий, это профессиональный летчик, пилотирующий самолеты в реальной жизни. Также с вами могут летать помощники РП, очаровательные пилотессы Екатерина и Ирина. В течение следующих 15−20 минут РП контролирует все параметры полета, наблюдает самолет визуально на экране своего компьютера, дает указания относительно курса и выполняемых маневров, поясняет назначение органов управления, дает необходимые разъяснения и советы — в общем, занимается обучением пилота. В некоторых случаях РП может принимать управление на себя, в частности, управлять механизацией — закрылками, шасси, тормозным крюком. Спокойный и уверенный голос РП в наушниках — важное эмоциональное подспорье для пилота, который впервые оказывается в окружении десятков незнакомых приборов и органов управления.

Вторая инкарнация Вторая инкарнация Компания Virpil — это руководитель проекта, два программиста и два конструктора: один из них специализируется на архитектуре кабины, а второй — на электромеханике и электронике. В настоящее время команда работает над вторым авиатренажером, который будет имитировать штурмовик Су-25СМ. Разработчики считают симулятор Су-27, установленный в «Авиаклубе 99», всего лишь опытным образцом, и обещают значительно повысить реализм новой модели. В частности, новый тренажер будет представлять собой не металлический каркас с кокпитом внутри, а фрагмент самолета. У него будет полноценный фонарь, после закрытия которого сверху будет надвигаться видеосистема. Кстати, наличие фонаря — это одно из официальных требований к учебным авиатренажерам. Видеосистема будет состоять из большего количества мониторов меньшего размера, разработчики рассматривают вариант создания стереоэффекта, основанного на принципе коллиматора. Кабина будет устанавливаться не на электрических, а на гидравлических опорах, которые отличаются большей длиной хода и скоростью работы. Таким образом, имитация перегрузок станет еще более правдоподобной. Кроме того, разработчики планируют уделить повышенное внимание поведению самолета в турбулентном воздухе.

После того как вы благополучно посадили аппарат или, что более вероятно, раскидали его виртуальные обломки по окрестностям аэродрома, инструктор клуба помогает вам выбраться из кабины и из костюма, а затем преподносит «сюрприз» — DVD-диск с записью полета. Его монтажом в реальном времени инструктор занимался, пока РП учил вас летать. В коротком фильме о полете вы сможете лицезреть не только самолет и окружающие просторы (наслаждаться ими непосредственно в полете нет времени), но и собственное «умное» лицо во всем многообразии выражений, снятое тремя видеокамерами в кабине.

Раньше руководитель полетов находился непосредственно в клубе и контролировал полет пилота из собственной кабины управления. Сейчас РП работают удаленно, общаясь с курсантом при помощи скоростного интернета. Для этого решения есть не только экономические, но и стратегические причины: со временем компания Virpil планирует создать еще несколько авиатренажеров, которые будут расположены в разных местах. При этом РП смогут работать со всеми аппаратами сразу из единой диспетчерской.

Профи и виртуалы

Работой с инструктором и руководителем полетов приятное общение в «Авиаклубе 99» не заканчивается. В разработку тренажера большой вклад внесли профессиональные летчики-истребители. Многих из них сегодня можно встретить в клубе, отрабатывающими те или иные маневры самостоятельно или с учениками. Частый гость клуба — Геннадий Авраменко, пилот-инструктор, бывший заместитель командира пилотажной группы «Стрижи», а ныне — пилот гражданского «боинга».

«Подобные аппараты в основном делятся на два типа: динамические и процедурные, — рассказывает Максим Суриков. — Первые предназначены для развлечений с максимальным адреналиновым эффектом, вторые — для обучения и отработки конкретных управляющих действий. Наш тренажер полноценно сочетает в себе оба типа». Формально аппарат не является учебным тренажером — для этого ему предстоит пройти массу сертификационных процедур. Однако профессионалы дают ему самые лестные оценки, особо отмечая реализм органов управления и имитации перегрузок. Летчик-испытатель Виктор Пугачев, в честь которого названа знаменитая фигура пилотажа «кобра Пугачева», протестировал тренажер и с уверенностью заявил, что применение подобного аппарата в летных училищах могло бы существенно ускорить обучение пилотов и повысить его качество.

«Авиаклуб 99» — это одно из немногих мест, где могут встретиться настоящие летчики-асы, эксперты компьютерных игр и просто любители авиации. В клубе прошли соревнования между пилотами-профессионалами и «виртуальными пилотами» — мастерами компьютерных игр. Соревнования состояли из трех частей: обязательная пилотажная программа, свободная пилотажная программа и боевое задание (поражение транспортного самолета, воздушный бой с сопровождающим истребителем и уничтожение колонны КАМАЗов, охраняемых «Шилкой»). Несмотря на то что виртуальные пилоты привыкли ориентироваться в виртуальном пространстве и хорошо подготовлены теоретически, победу одержали реальные летчики. То, что профессиональный пилот, не знакомый с симуляторами, мог устроиться в кабине и сразу показать столь высокий результат — это наилучшая оценка реализма тренажера. «Виртуальные пилоты продемонстрировали чуть менее точную технику пилотирования, позволяя себе много лишнего, — комментирует Максим Суриков, — летчики же выполняли задания строго по заранее отработанным схемам. Оно и понятно: виртуальные пилоты летают для удовольствия, а профессионалы делают свою работу и подчиняются приказам. Это принципиально разный уровень ответственности за каждый малейший шаг».

Интересно, что никто из основателей компании Virpil никогда не был ни профессиональным летчиком, ни увлеченным геймером. Уникальный развлекательно-учебный тренажер они построили вовсе не для собственного развлечения. «Авиация — это не только техника, это прежде всего люди, — говорит руководитель проекта Андроний Амасьян. — Чтобы стать хорошим пилотом или конструктором, необходимо заболеть небом с детства. Этот аппарат дает любому человеку возможность прикоснуться к миру полетов, ощутить его реальность, обрести мечту. Поэтому именно такой проект может дать мощный толчок развитию авиационной отрасли». И действительно, однажды побывав в виртуальном небе, хочется возвращаться снова и снова. Особенно если посадить своенравную машину с первого раза не удалось.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2009).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.