Новости космонавтики: 17-23 июля 2009 г.

Неудачи преследуют очередную команду шаттла на МКС. После очередного провала испытаний ракеты «Булава» ее генеральный конструктор подал в отставку. NASA выложило запись первой высадки человека на Луну – правда, оригинальная пленка давно потеряна. Латвии не хватает денег на запуск первого собственного спутника. События, сообщения, происшествия: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

17 июля

На сайте NASA появилась восстановленная видеозапись высадки человека на Луну. Стоит заметить, что оригинальная видеозапись, сделанная в 1969 г. ходе работы миссии Apollo 11, была утрачена, и для ее воссоздания пришлось обратиться к специалистам из Голливуда. Кадры были восстановлены на основе 4-х сохранившихся копий, переданных телекомпаниям 40 лет назад. Представители NASA подчеркивают, что в восстановленной записи нет ни одного кадра, которого не было на оригинальной пленке. Однако историки уже выразили свое недовольство тем фактом, что NASA не удалось сохранить оригинальную запись высадки на Луну.

В 21:47 по московскому времени шаттл Endeavour пристыковался к МКС. Операция прошла в ручном режиме, под управлением командира экипажа Марка Полански (Mark Polansky). Непосредственно перед стыковкой с МКС были сделаны снимки корабля, которые позволят экспертам оценить серьезность полученных им при запуске повреждений. Спустя несколько часов после стыковки люки шаттла были открыты, и члены экипажа шаттла перешли на борт станции, где проведут следующие 11 дней.

Запуск первого латвийского спутника Venta-1 отложен из-за отсутствия в бюджете страны необходимых для этого средств. Старт планировалось провести с индийского космодрома и на индийской ракете.

18 июля

Герой России, космонавт и командир экипажа МКС-20 Геннадий Падалка отмечает юбилей — 500 дней в космосе.

19 июля

Астронавты Дэвид Вулф (David Wolf) и Тим Копра (Tim Kopra), прибывшие на МКС на шаттле Endeavour совершили первый из 5-ти запланированных выходов в отрытый космос. Они провели там более 5,5 часов, однако не успели выполнить все намеченные задачи. Монтажные работы на стыковочном модуле отложены на понедельник, когда состоится второй выход в космос. Тем не менее, Вулфу и Копре удалось подготовить японский модуль Kibo к установке последнего сегмента, а также выполнить ряд других технических работ.

Международный Астрономический Союз официально присвоил имена 16-ти кратерам на Меркурии, которые были открыты зондом Messenger в 2008 г. Имена для кратеров были выбраны научной командой миссии и, продолжая заведенную ранее традицию, в этом качестве выступили известные деятели культуры и искусства. Например, среди новых кратеров имеется и названный в честь Эрнеста Хемингуэя.

20 июля

Астроном-любитель Энтони Уизли (Anthony Wesley) обнаружил в южном полушарии Юпитера черное пятно, аналогичное тому, которое образовалось в 1994 г., после столкновения с газовым гигантом кометы Шумейкеров-Леви. Впрочем, многие астрономы не согласны с подобной трактовкой черного пятна: по их словам, оно может быть просто результатом очередного изменения погоды на газовом гиганте. Чтобы однозначно выяснить его природу, необходимы длительные систематические наблюдения.

На МКС снова сломался один из двух туалетов — американский. По словам представителей NASA, очевидно, у него забился насос-сепаратор. Починить туалет поручено космонавту Франку де Винне (Frank De Winne). Тем временем шестеро обитателей станции будут пользоваться вторым туалетом, который находится на российском сегменте. А семеро астронавтов, прибывших на шаттле Endeavour, вынуждены будут ограничится туалетом своего космического корабля, который пристыкован к МКС.

Астронавты Дэвид Вульф и Том Машборн начали 2-й из 5-ти запланированных в ходе миссии STS-127 выходов в открытый космос. Борт МКС они покинули в 19:27 по московскому времени. Им предстоит разместить в специальных хранилищах привезенные с Земли запасные части к оборудованию станции.

21 июля

В 07:57 по московскому времени с космодрома Плесецк боевыми расчетами Космических войск РФ осуществлен пуск ракеты-носителя «Космос-3М» с двумя спутниками на борту. Один из аппаратов принадлежит Министерству обороны РФ, второй — спутник «Стерх», который станет частью системы поиска и спасания КОСПАС-SARSAT. Система, которую создают и поддерживают Россия, США, Канада и Франция, оказывает содействие спасательным службам, предоставляя максимально полную информацию о бедствиях и катастрофах, а также возможности оперативного обмена данными.

Дэвид Вульф и Томас Маршборн успешно завершили выход в открытый космос, вернувшись на борт МКС в 02:20 московского времени. За почти 7 часов работы в космосе астронавты выполнили большинство из поставленных задач: установили 1,8-метровую параболическую антенну и насос охладительной системы, прикрепили к грузовой платформе систему линейного перемещения.

Экипажу МКС удалось починить сломавшийся накануне туалет на американском сегменте станции. Непредвиденная авария не вызвала особых проблем у 13 астронавтов, которые это время пользовались санузлом в российской части станции.

Официальные представители NASA подтвердили появление обнаруженного накануне астрономом-любителем нового пятна на Юпитере, а также сообщили, что скорее всего, оно связано с падением на планету небесного тела. Причины, по которым падение весьма небольших по меркам планеты-гиганта тел вызывают столь масштабные процессы в ее атмосфере, остаются неясными.

Индийская система GAGAN для высокоточной спутниковой коррекции данных GPS будет модернизована. Соответствующий контракт агентство ISRO подписало с компанией Raytheon. Сумма его составила 82 млн долларов, а ввод системы в эксплуатацию в окончательной штатной конфигурации намечен на 2013 г.

22 июля

Сотни миллионов жителей стран Азии стали свидетелями полного солнечного затмения, самого долгого за начавшееся столетие. Затмение началось в 04:53 по московскому времени у западного побережья Индии и закончилось в 8:19 у берегов Южной Америки. Тень Луны пересекла Гималаи и Китай, японский остров Рюкю. В некоторых частях российского Дальнего Востока можно было наблюдать частичное солнечное затмение.

40-летие первой высадки человека на Луне корпорация Google отметила появлением карты спутника на сервисе Google Earth, куда до этого уже были добавлены карты Марса и звездного неба. Чтобы совершить путешествие по местам славы американских астронавтов и советских луноходов, требуется скачать новую версию Google Earth 5.0.

В 18:32 по московскому времени астронавты Дейв Вульф и Крис Кэссиди (Chris Cassidy) начали третий из пяти запланированных выходов в открытый космос. Им предстоит произвести плановую замену четырех из шести солнечных батарей станции, установить коммуникационное оборудование.

После недавнего неудачного пуска межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» сменилось руководство ее разработчика, Московского института теплотехники (МИТ). Глава МИТ Юрий Соломонов подал в отставку, и теперь временным исполняющим обязанности директора и генерального конструктора назначен Александр Дорофеев.

23 июля

Третий выход астронавтов в открытый космос был прерван после того, как работники Центра управления полетом в Хьюстоне, которые контролировали ход работ, зарегистрировали в скафандре Криса Кэссиди превышение нормы содержания углекислого газа. Предположительно, речь идет о неисправности баллона с гидроксидом лития, который отвечает за удаление углекислого газа из скафандра. Неполадка со скафандром заставила астронавтов завершить выход, не закончив всех поставленных задач.

На борту грузового корабля «Прогресс», который в пятницу должен стартовать к МКС, на орбиту отправится специальный профилактический костюм «Стимул» для Романа Романенко. Он позволяет поддерживать тонических мышечных волокон, снижая вредные последствия от длительного пребывания в условиях микрогравитации. Об этом рассказал Александр Яров, глава компании «Кентавр-Наука», поставляющей скафандры для российских и некоторых зарубежных космонавтов. По его словам, костюм представляет собой подобие жилетки и брюк из мягкой, не впитывающей влагу ткани, и сети электродов, которые устанавливают на скелетные мышцы. Они связаны с низкочастотным электромиостимулятором, который крепится на поясе. Надев костюм, космонавт может забыть про него и заниматься повседневной работой, а небольшие электрические разряды тем временем будут воздействовать на мышечные волокна, поддерживая их нормальный тонус.

Закончено создание первого спутника, созданного исключительно силами швейцарских ученых. SwissCube представляет собой куб с ребром 10 см и весит 820 гр., в него встроен небольшой ИК-телескоп. Время жизни спутника составит от 3 месяцев до года, он должен провести наблюдение свечения земной атмосферы. Аппарат уже отправлен в Индию, откуда в конце лета он должен быть запущен на борту ракеты PSLV.