Новости космонавтики: 26 июня – 2 июля 2009 г.

За иллюминатором вернувшегося шаттла обнаружилась рукоятка от лампы: как она туда попала, непонятно. Россия обеспечит спутниковой связью всю Анголу и создаст луноход для Индии. На орбиту выведены новейший метеоспутник GOES-14 и самый тяжелый в мире телекоммуникационный спутник TerreStar. События, сообщения, происшествия: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

26 июня

В ИСС имени Решетнева завершено изготовление космического аппарата «Глонасс-М» №32. Его запуск в составе блока №40 запланирован на сентябрь. На днях спутник сдан заказчику и поставлен на хранение. В ИСС продолжаются работы по изготовлению космических аппаратов «Глонасс-М» следующего блока, который будет выведен на орбиту в конце этого года.

В 13:30 с ракетного полигона на американском острове Уоллопс осуществлен пуск геофизической ракеты Terrier-Improved Orion. В ходе полета были проведены эксперименты, подготовленные группой студентов и преподавателей Колорадского университета во главе с доктором Крисом Кёхлером (Chris Koehler). Максимальная высота подъема ракеты составила около 130 км.

Сообщается об успешном проведении второго стендового испытания двигателя-демонстратора разработки подмосковного КБ Химического машиностроения имени Исаева. В процессе испытания были отработаны запуск и останов двигателя, работа на номинальном, форсированном и дросселированном режимах. Разработка его ведется в рамках Федеральной космической программы России по созданию многоразового двигателя на экологически чистых компонентах топлива — кислороде и сжиженном природном газе.

Инженеры NASA рассказали о нестандартной технической проблеме на шаттле Atlantis. Дело в том, что после приземления корабля в ходе обычной процедуре осмотра корабля была обнаружена рукоятка от лампы, используемой экипажем, которая каким-то образом провалилась в проем между одним из лобовых иллюминаторов и приборной панелью, и застряла в нем. Техники уже предприняли несколько попыток вытащить деталь, но пока безрезультатно. Специалисты опасаются, что края рукоятки могли повредить поверхность иллюминатора. В этом случае, возможно, его придется заменить полностью. Это необходимо сделать до следующего полета Atlantis, который запланирован на ноябрь.

27 июня

В ходе визита Дмитрия Медведева в Анголу подписан контракт о создании и финансировании проекта ангольской системы спутниковой связи и вещания Angosat. За 327 млн долларов Россия обязуется построить и запустить в космос ангольский спутник, который будет обеспечивать связь и передачу телевизионных программ на всей территории страны.

Индийская организация космических исследований (ISRO) подготовила совместно с российскими учеными программу лунной миссии Chandrayaan-2. Это будет вторая индийская миссия на Луну, которая предусматривает вывод космического аппарата на окололунную орбиту с последующим отделением и спуском лунохода. И луноход, и посадочный модуль построит российская сторона. Для отправки аппарата в космос Индия создает новую ракету-носитель — GSLV-Mark III, которая впервые будет запущена в 2010−11 гг.

28 июня

В 02:51 по московскому времени с мыса Канаверал осуществлен пуск ракеты-носителя Delta-4+ с новейшим метеоспутником GOES-14. 3,2-тонный аппарат будет поставлять информацию для нужд NASA и NOAA (метеорологической службы США).

29 июня

Специалисты ESA определились с местом возведения новой станции дальней космической связи. 35-метровая антенна и комплекс инфраструктуры будут построены в Аргентине, близ города Маларкуэ примерно в 1000 км к западу от Буэнос-Айреса.

30 июня

В 22:29 по московскому времени грузовой корабль «Прогресс М-02М» отстыковался от МКС и отправился в автономный полет. В ходе него будут продолжены испытания модернизированных систем корабля. Освободившийся причал на стыковочном отсеке «Пирс» должен занять пилотируемый корабль «Союз ТМА-14», который пока пристыкован к модулю «Звезда». Эта операция запланирована на 3 июля.

В 23:10 московского времени с космодрома Байконур успешно осуществлен пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М», несущего на борту спутник Sirius FM5. Космический аппарат принадлежит американскому оператору Sirius Satellite Radio.

Микроспутник «Университетский-Татьяна-2», созданный предприятием ВНИИЭМ совместно с МГУ, успешно прошел полный цикл испытаний и готовится к отправке на Байконур. Аппарат предназначен для участия в международной научно-образовательной молодежной программе по изучению околоземного космического пространства.

NASA опубликовало самую подробную топографическую карту Земли из существующих на настоящий момент. Новая карта покрывает почти 99% земной площади и была составлена при помощи японского аппарата ASTER, предназначенного для измерения высоты точек рельефа поверхности. Разрешение новой карты (расстояние между соседними точками измерения высоты) составляет примерно 30−34 м.

1 июля

В 21:52 по московскому времени с космодрома Куру во Французской Гвиане осуществлен пуск ракеты-носителя Ariane-5ECA с телекоммуникационным спутником TerreStar на борту. Через 26 минут после старта аппарат отделился от носителя и вышел на переходную к геостационарной орбиту. 6,9-тонный спутник TerreStar будет работать в интересах североамериканских потребителей услуг сотовой связи. Он обеспечит стабильную связь в так называемых «мертвых зонах», где обычная сотовая связь не работает.

2 июля

Европейская Комиссия критикует программу реализации проекта спутниковой навигации Galileo. Аудиторы говорят, что проект, с одной стороны, не укладывается в сроки, а с другой — требует все больше и больше денег. Согласно последним обнародованным данным, Galileo к 2013 г. должна предоставлять как минимум 5 различных услуг: открытую систему навигации, сигнал для чрезвычайных служб, коммерческие навигационные сигналы, публично-регулируемые телекоммуникационные услуги, а также сервис для поиска и спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Всего в систему навигации за 2007−2013 гг. Европа намерена вложить 3,4 млрд евро.

Правительство РФ разрешило Минобороны космические системы и комплексы военного назначения для проведения коммерческих запусков с космодрома Плесецк. Намечены два старта: запуск ракетами-носителями «Рокот» европейского научного назначения SMOS и миниспутника PROBA-2, а также японского спутника SERVIS-2. Первый из них запланирован на ноябрь 2009 г., второй — на конец 2009 или начало 2010 г.

NASA рассматривает новый, удешевленный план миссии по доставке человека на Луну. В настоящий момент идет работа над четырехлетним проектом стоимостью 35 млрд долларов. Однако один из топ-менеджеров агентства предлагает отказаться от строительства ракет Ares I и Ares V и уложиться в сумму 6,6 млрд.

Представлена подробная карта внутренних регионов нашей галактики, где впервые отмечены тысячи ранее неизвестных плотных скоплений холодной космической пыли — потенциальных «роддомов» для звезд. Атлас данных о холодной космической пыли был создан европейскими астрономами на основе наблюдений с телескопа APEX, ведущим работу в субмиллиметровом диапазоне длин волн.

Тимофей Фурманов
Тимофей Фурманов 03 Июля 2009, 11:07
а ссылку на картинку топографической карты "наса" кто-нибуть видел??