В гипермаркетах можно купить всё и зачастую дешевле. Но часы блуждания между километровыми полками и длиннющие очереди в кассу способны довести до нервного срыва даже самых заядлых шопоголиков. Управление тяжело нагруженной тележкой требует немалой физической силы, отчего в торговый центр обычно отправляется глава семейства и тратит на нелюбимое дело полвыходного

Транспортное средство для гипермаркетов UNIT. Автор Любовь Курзанова, Уральская государственная архитектурно-художественная академия
Технические характеристики и устройство
Транспортное средство для гипермаркетов UNIT UNIT — мечта рекламного агента. Каждая тележка имеет по две рекламные площадки почти метрового диаметра

Похоже, проект, предложенный Любовью Курзановой, позволит мужчинам вздохнуть свободнее, отправив за покупками жен. «Вооруженные» тележкой UNIT, они и сами справятся. Главная установка разработчика — покупать надо с комфортом. Высота колеса управления регулируется, поэтому тележкой сможет управлять человек любого роста. Меняется и вместимость: по мере того как в тележку кладутся все новые и новые приобретения, барабанный механизм выпускает очередной отрезок прочной капроновой сетки, и объем корзины увеличивается. При выгрузке покупок дно сетки постепенно поднимается, и покупателю не придется сгибаться пополам, чтобы достать из угла закатившийся апельсин.

«Умный» магазин

Но главное удобство — навигационная система. Предполагается, что в самом недалеком будущем все магазины будут снабжены беспроводной информационной сетью, объединяющей все службы, в том числе тележки и терминалы оплаты. На сенсорную панель UNIT можно вывести план магазина в любом масштабе с указанием точного местоположения покупателя, схемы расположения отделов и товаров и оптимального маршрута до нужного стеллажа. В верхней части тележки расположено несколько сканеров для считывания штрихкодов, поэтому, как только в корзину попадает взятый с полки товар, покупатель тут же получает о нем всю нужную информацию: состав, срок хранения, цена. Еще пара прикосновений к экрану — и перед глазами появятся подробные сведения о поставщике или схожих товарах других производителей, о скидках и акциях. Особо бдительные смогут вызвать на экран закон о защите потребителей и контакты проверяющих организаций. Пожалуй, самая ценная в нынешних экономических условиях часть сенсорного экрана — формирующийся на глазах чек. Если лимит на покупки близок к превышению, можно отказаться от покупки или заменить ее на более дешевый аналог. Очереди в кассу если не отомрут, то уж точно сократятся до минимума: ведь для оплаты достаточно протянуть кассиру нужную сумму наличных или поднести к считывающему устройству банковскую карточку.

Многоэтажные гаражи

В большом магазине должно быть много тележек. Обычно для расчета их количества пользуются формулой: одна тележка на каждые 10 м² площади магазина плюс 5−7% от получившегося числа про запас. Учитывая, что современные гипермаркеты могут занимать площади более 14 000 м², цифры получаются весьма впечатляющими. Все ныне существующие модели «въезжают» одна в другую. В случае же с UNIT предлагается строить парковочные модули по подобию многоэтажных автомобильных парковок. У неиспользуемой тележки платформа для ног «въезжает» в корпус, уменьшая длину машины шопоголика на 40 см.

Во время простоя подзаряжается литий-ионный аккумулятор, который обеспечит тележке шесть часов движения. Индикатор на панели управления подскажет, сколько зарядки осталось, но если кто-то так увлечется покупками, что потеряет счет времени, точки экстренной подзарядки, расположенные в торговом зале, помогут решить проблему. Хорошо, что скорость ограничена 10 км/ч, а то какой бы покупатель устоял перед соблазном устроить гонки по длинным проходам.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2009).