Вопреки сложившемуся мнению, реактивные авиалайнеры наносят окружающей среде куда меньше вреда, чем железнодорожный транспорт, включая даже электрички.
Самолеты - хорошо!: Паровозы - хуже
Кстати, самым популярным средством передвижения остается велосипед: всего в мире насчитывается 400 млн автомобилей, тогда как велосипедов – больше 1,4 млрд. В одном только Китае используется их 500 млн штук – и ежегодно в велосипедных авариях гибнет 35 тыс. китайцев

Недавно проведенное американскими учеными Михаилом Честером (Mikhail Chester) и Арпадом Хорватом (Arpad Horvath) исследование удивило их самих. Авторы сравнили весь жизненный цикл выбросов вредных веществ, которые создают 11 популярных сегодня видов транспорта. Обычно подобные работы учитывают лишь те выбросы, которые создают двигатели самолетов, автомобилей, поездов и так далее. Теперь же в расчеты были включены и такие — до сих пор выпадавшие из внимания исследователей — факторы, как загрязнение, создаваемое всей инфраструктурой, необходимой для обслуживания того или иного средства транспорта и выработки для него топлива.

Удивительно, но для поездов, которые традиционно считаются довольно «чистым» видом транспорта, цифры выбросов углекислого газа в результате такого расчета вырастают буквально вдвое. Для автомобилей это увеличение за счет инфраструктуры также составляет около трети, тогда как в случае с самолетами инфраструктуры требуется совсем немного, и она вкладывает лишь 10−20% в общий объем вредных выбросов, которые они создают.

Кроме того, ученым удалось учесть и такой момент, как среднее время жизни различных «частей» средств транспорта и инфраструктуры — скажем, вагонов и железных дорог, взлетно-посадочных полос и т. п. — и ресурсы, необходимые на их поддержку и регулярное обновление. В результате они пришли к цифре, которая показывает, сколько парниковых газов приходится выбросить в нашу многострадальную атмосферу, чтобы тем или иным средством передвижения переместить на километр одного пассажира. И вот что получилось.

Автомобили создают больше выбросов, чем любой другой транспорт — с существенным исключением общественных автобусов, которые перевозят сразу помногу пассажиров. Тот же автобус, но полупустой, наносит вреда в 8 раз больше. Впрочем, по словам Михаила Честера, степень заполненности средства передвижения — фактор, который исследователи обычно переоценивают.

Пассажиры легкого метро или электрички обходятся окружающей среде примерно во столько же — или немного больше — чем пассажиры на борту среднего или крупного авиалайнера (связано это, прежде всего, с тем, что основную долю электричества для них вырабатывает сжигание ископаемого топлива).

Эта работа, надеемся, вооружит политиков и администраторов более корректной информацией о том, как сделать транспортную инфраструктуру эффективнее — но и безопаснее для окружающей среды. Конечно, в случае и автомобилей, и поездов, и самолетов основным источником вредных выбросов остается непосредственно работа двигателя, что требует создания более совершенных технологий и освоения новых видов топлива.

Но повсеместное внедрение легких железнодорожных линий — тоже не решение проблемы, поскольку в этом случае существенный вклад начинает делать инфраструктура: само полотно дороги, станции, выработка и доставка на место электроэнергии, и т. д. Так что даже самые технологичные и архи-современные поезда — такие, о которых мы рассказывали в статьях «Старый поезд, поезд скорый» или «Поезд будущего» — в конечном итоге могут уступить место другим средствам передвижения.

По публикации New Scientist Tech