В далекой, жаркой и плоской, как лист, пустыне штата Невада транспортное средство странной конструкции — то ли гоночный болид, то ли яхта — установило мировой рекорд скорости для движения по суше на одной только силе ветра. И это были впечатляющие 202,9 км/ч.

Справедливости ради стоит сказать, что предыдущий рекорд, побитый в недавнем заезде аппаратом Greenbird, составлял лишь немногим меньше: 186 км/ч, но это не главное. А главное — то, как английским разработчикам во главе с Ричардом Дженкинсом (Richard Jenkins) удалось это сделать.

Сами авторы описывают Greenbird совсем не как автомобиль — они говорят о «высоко производительном судне». Действительно, очертания углепластикового корпуса больше напоминают о яхтенном спорте. Но чтобы пройти путь от яхты до этого болида, команде Дженкинса потребовалось более 10 лет работы. Но зато в сам день испытания все прошло блестяще.

«Всё просто не могло сложиться лучше, — радуется Ричард Дженкинс, — и прекрасно, что когда ты потратил на какую-то вещь столько времени и сил, в конце концов она дается совершенно легко».

Впрочем, и от яхты у Greenbird имеются важные отличия. Во‑первых, эта «птица» передвигается на колесах, а во-вторых, у нее нет парусов. Их роль выполняют твердые «крылья» из углепластика. Металлические здесь — только укрепляющие балки и элементы колес.

Однако, впервые пытаясь разогнаться на своем детище, конструкторы обнаружили то, что и можно было обнаружить: при достаточно быстром движении крыло создает подъемную силу. Для самолета это прекрасно, но для прижатого к земле автомобиля потеря контакта с дорогой почти неминуемо грозит аварией.

В итоге инженерам пришлось добавить к этой конструкции еще и спойлер, как у болидов Формулы 1 — именно эту задачу выполняет небольшое горизонтальное крыло Greenbird, приподнятое над землей. «Стоя на месте, Greenbird весит 600 кг, — поясняет Дженкинс, — ну а в движении создает давление, как автомобиль, весящий больше тонны».

Ну а теперь, когда первый рекорд у Дженкинса в кармане, он нацелился на следующую вершину: установление рекорда скорости движения под силой ветра по льду. Этот полет Greenbird будет, несомненно, быстрее — и, несомненно, много опаснее.

О работе над Greenbird читайте также: «Зеленая птица скорости».

По публикации treehugger