Новости космонавтики: 13-19 марта 2009 г.

Экипаж МКС был вынужден укрываться от угрожавшего станции космического мусора. А тем временем к станции на шаттле прибыла очередная экспедиция. Россия вывела на орбиту европейский спутник GOCE. Зонд Mars Odyssey перезагружен. Казахстан опасается ухода России с Байконура и строит планы на будущее. События, сообщения, происшествия: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

13 марта

Зонд Cassini перешел на работу от запасных двигателей. В NASA говорят, что аппарат работает уже сверх установленной программы, и у основных двигателей просто вышел срок эксплуатации. Инженеры отмечают, что переключение на запасные двигатели прошло без проблем, аппарат не пострадал, а всем процессом управляла автоматика.

Обломки спутника «Космос-2251», образовавшиеся в результате столкновения на орбите российского и американского спутников в начале февраля, начинают падать на Землю. Считается, что российский спутник развалился на более чем 350 обломков, американский — на вдвое меньшее число. Осколки эти не представляют опасности, поскольку имеют ничтожные размеры и, скорее всего, сгорят при вхождении в плотные слои атмосферы.

Сообщается, что накануне вечером экипаж МКС был вынужден 10 минут укрываться в пристыкованном космическом корабле «Союз» из-за предупреждения о приближении космического мусора. Такая практика уже применялась в ходе полета космической станции «Мир». Мусором оказался 12,5-сантиметровый фрагмент разгонного блока PAM-D, который в 1993 г. был использован для вывода на орбиту американского навигационного спутника GPS-2A-20, а на этот раз прошел менее, чем в 2 км от МКС.

Специалистам NASA удалось передать на космический аппарат Mars Odyssey команду о перезагрузке компьютера. Перезагрузка компьютера прошла «без сучка, без задоринки», и через несколько дней спутник вернется к работе. Необходимость перезапуска бортовой ЭВМ возникла из-за опасений, что память ее могла прийти в негодность из-за длительного воздействия космической радиации, находясь на орбите Красной планеты с 2001 г.

В Национальном космическом агентстве Казахстана полагают, что появление у России космодрома Восточный может в будущем негативно отразиться на функционировании космодрома Байконур и в целом на развитии космической отрасли республики. В связи с этим Казкосмос предлагает механизмы и меры, которые должны снизить негативные последствия от возможных рисков. В частности, называются переговоры с РФ по внесению дополнений и изменений в договор аренды космодрома Байконур, участие Казахстана в развитии и деятельности космодрома через совместные проекты с другими странами, эффективная строительная политика в городе Байконуре, активная работа филиалов и представительств подведомственных организаций, создание ракетно-космического комплекса Байтерек, конструкторского бюро ракетно-космической техники (РКТ), предприятий по производству компонентов РКТ и ряд других.

14 марта

ESA сообщило о том, что запуск двух новейших телескопов Planck и Hershel откладывается на несколько недель. В компании Arianespace, которая должна проводить запуск, точную причину переноса не называют, говоря лишь, что техническим специалистам необходимо провести более тщательную проверку всех систем перед стартом. Изначально данные аппараты планировалось запустить 16 апреля с космодрома Куру во Французской Гвиане.

16 марта

В 02:44 по московскому времени с мыса Канаверал осуществлен пуск космической системы многократного использования Space Shuttle по программе экспедиции к МКС STS-119. Корабль пилотирует экипаж: командир Джозеф Аршамбо (Joseph Archambault), пилот Доминик Антонелли (Dominic Antonelli), специалисты полета Джозеф Акаба (Joseph Acaba), Джон Филлипс (John Phillips), Стивен Свонсон (Steven Swanson), Ричард Арнольди (Richard Arnoldi), а также Коити Ваката (Koichi Wakata). Планируемая длительность полета — 13 суток. Основной целью миссии является доставка на МКС комплекта панелей солнечных батарей, установка которых позволит орбитальному комплексу получать электроэнергию в полном объеме. Члены экипажа смонтируют привезенное оборудование и проведут ряд работ по техническому обслуживанию станции. В 02:52 Discovery успешно выведен на околоземную орбиту. Его стыковка с МКС запланирована на вечер 17 марта.

Откладывается запуск европейского научного спутника GOCE с космодрома Плесецк, запланированный на 16 марта. Запуск ракеты-носителя «Рокот» был отложен за 7 секунд до старта из-за неисправности — отказа в открытии створок башни обслуживания стартового ствола.

17 марта

В 17:21:13 по московскому времени с космодрома Плесецк осуществлен пуск ракеты-носителя «Рокот» с европейским спутником GOCE, предназначенным для исследования гравитационного поля Земли и стационарной циркуляции океана. Около 1,5 часов спустя COGE отделился от разгонного блока и вышел на орбиту. 110-килограммовый космический аппарат должен проработать не менее 10 лет.

Сообщается, что 12 и 13 марта с полигона Esrange в Швеции произведены успешные пуски двух геофизических ракет Improved Orion, предназначенных для изучения верхних слоев земной атмосферы. Высота подъема ракет составила 88 и 87 км, соответственно.

Сообщается, что к началу 2009 г. солнечная активность опустилась до минимально низкого уровня, по крайней мере, за последнее столетие. Частота появления корональных выбросов вещества снизилось с нескольких за сутки до примерно одного в месяц. Столь же редки стали пятна на диске Солнца. Недавно появившееся на солнечном диске крошечное пятно уже исчезло без следа, и в настоящее время солнечных пятен не наблюдается вообще. Несмотря на спад солнечной активности, геомагнитные бури и мощнейшие полярные сияния продолжаются, хотя, по современным представлениям, эти процессы обусловлены как раз мощными выбросами солнечного вещества.

Ученые ИКИ РАН предложили новую систему навигации в космосе, ориентирами для которой используются рентгеновские пульсары. Такая система позволит осуществлять пространственную привязку космических аппаратов на любых орбитах, тогда как при использовании систем GPS или ГЛОНАСС на высоту орбиты действуют технические ограничения. Рентгеновские пульсары представляют из себя нейтронные звезды, которые быстро вращаются вокруг своей оси, испуская при этом строго периодичные импульсы электромагнитного излучения.

18 марта

Запланированный запуск ракеты-носителя Atlas-5 с американским военным спутником связи WGS-2 отложен на неопределенное время. Причиной отсрочки стала утечка топлива в верхней ступени носителя.

Совершающий полет по программе STS-119 шаттл Discovery успешно состыковался с МКС. Прибывшие на нем семеро астронавтов открыли герметичные отсеки и перешли на борт станции.

Старый советский спутник связи серии «Молния» в мае-июле упадет на Землю, о чем предупредил российский ЦУП. «Точную дату сейчас назвать трудно, все будет зависеть от разных обстоятельств, в первую очередь от состояния атмосферы», — сообщили в ЦУПе. Спутник взят на контроль средствами слежения за космическим пространством и, в любом случае, безопасности МКС он не угрожает. Вместе с тем, Космические войска России сообщили, что в конце года нас ждет также окончательное падение выведенного из эксплуатации военного спутника «Космос-2421», который пока остается на своей орбите и от которого лишь отваливаются фрагменты.

Мимо Земли пролетел астероид 2009 FH диаметром 15 метров. В 15:17 по московскому времени астероид приблизился к нашей планете на расстояние 79 тыс. км. Его смогли увидеть и специалисты, и астрономы-любители.

19 марта

Начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявил, что в создании российского пилотируемого корабля нового поколения примут участие и европейские компании.

Центр имени Хруничева просит у российского правительства более 10 млрд рублей. Генеральный директор Владимир Нестеров сказал, что эти деньги требуются для завершения работ по созданию новой ракеты-носителя «Ангара», которая должна совершить первый полет в 2011 г.

На пристыковавшемся к МКС шаттле Discovery сломался велотренажер: его педали заклинило. Поломка не является серьезной, и экипаж надеется починить его до того, как шаттл отстыкуется от станции. В случае неудачи астронавты смогут выполнять необходимое количество упражнений на других тренажерах Discovery или МКС.