Объявлен тендер на создание нового российского космического корабля. Запущен орбитальный телескоп Kepler, который займется поиском потенциально обитаемых планет. Иллинойс против научной общественности: сенат штата признал Плутон планетой. В США создано первое боевое космическое подразделение. События, сообщения, происшествия: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

Очередная экспедиция на МКС будет работать уже в новых скафандрах «Орлан-МК»
По уговору с женой, космический турист Чарльз Симони (слева) отправляется на орбиту во второй — и последний — раз
Запущена миссия Kepler, орбитальный телескоп для поиска потенциально обитаемых планет
Плутон, «изгнанный» Международным Астрономическим Союзом из членов семейства планет, снова включен туда… законодателями штата Иллинойс
Обнародован замечательный снимок спутника Марса Деймоса, сделанный зондом Mars Reconnaissance Orbiter
Юрий Лончаков и Майкл Финк провели внеплановый выход в открытый космос
С борта МКС открыты первые прямые видеотрансляции в Интернете; в перерывах демонстрируется текущее положение станции на орбите

6 марта

Роскосмос объявил тендер на создание нового российского космического корабля. Руководитель управления пилотируемых программ Алексей Краснов сообщил, что эскизный проект должен быть готов в 2010 г., летные испытания планируется начать в 2015 г., а в 2018 г. корабль должен быть передан в эксплуатацию.

Количество одновременно работающих спутников в системе ГЛОНАСС достигло предельного возможного на сегодня значения — действуют все 20 аппаратов.

В 2009 г. Россия совместно с Индией планирует запустить в космос радиотелескоп с антенной диаметром 10 м, о чем сообщил научный руководитель Института астрономии РАН Александр Боярчук. По его словам, рассматривается и возможность совместного запуска ультрафиолетового телескопа, а также работа по проекту «Луна-Ресурс». По этому проекту, индийская сторона запустит к Луне спускаемый аппарат, а сам луноход будет изготовлен в России, в НПО имени Лавочкина.

Очередной экипаж МКС будет выходить в космос в скафандрах нового поколения «Орлан-МК», с электронным управлением. Два из этих скафандров уже доставлены на борт, о чем сообщил командир 19-й экспедиции Геннадий Падалка. Он же рассказал, что его командой на МКС будут проведены 43 научных эксперимента, 5 из которых будут выполняться впервые, а 8 пройдут в автоматическом режиме. Это будут эксперименты по медицине, астрофизике, геофизике, технические.

Космический турист Чарльз Симони (Charles Simonyi), который скоро отправится на МКС во второй раз, в третий раз не полетит. «У нас соглашение с женой, что я не могу лететь в космос в третий раз. Этот полет для меня будет последним», — рассказал он журналистам.

7 марта

В 06:49:57 по московскому времени с мыса Канаверал осуществлен пуск ракеты-носителя Delta-2 с космическим аппаратом Kepler на борту. Спутник успешно отделился от последней ступени носителя и вышел на начальную околоземную орбиту. Главная задача миссии Kepler — поиск в нашей Галактике пригодных для жизни планет.

Имя американского комика Стивена Колберта (Stephen Colbert) заняло первую строчку среди вариантов названия нового американского модуля МКС, предложенных интернет-пользователями. Колберт является ведущим юмористической программы The Colbert Report. Во время выпуска этой передачи комик обратился к своим поклонникам с просьбой проголосовать за него на сайте NASA, добавив его имя в качестве собственного варианта. На 6-е марта название Colbert занимало первую строчку в десятке собственных предложений от пользователей. Из официальных версий с большим отрывом лидировала Serenity («Безмятежность»).

Американский штат Иллинойс официально признал Плутон планетой: сенат штата выпустил соответствующую резолюцию. Кроме того, отныне день открытия бывшей девятой планеты Солнечной системы — 13 марта — в Иллинойсе будет считаться Днем Плутона. Напомним, что Международный Астрономический Союз лишил Плутон статуса планеты в 2006 г.

8 марта

Строительство космодрома Вэньчан на острове Хайнань в Южном Китае официально начнется в конце марта, и он будет сдан в эксплуатацию в 2013 г., о чем заявил один из руководителей китайской программы пилотируемой космонавтики. Космодром Вэньчан возьмет на себя главные функции действующего космодрома Сичан: геостационарные спутники будут запускаться, главным образом, с этого космодрома. В связи с тем, что Вэньчан находится в низкоширотном районе, после запуска геостационарный спутник может быть быстро выведен на намеченную синхронную орбиту без многократной коррекции траектории, что позволит значительно экономить топливо спутника и продлить срок его службы.

9 марта

Сообщается, что в США создана 76-я эскадрилья контроля над космосом — в рамках новой доктрины «Национальная политика в области космоса», которая предусматривает почти что монополию США на владение околоземным пространством. Американские стратегические программы предусматривают развертывание в космосе обычных (неядерных) боевых ударных систем — ракетных комплексов, способных поражать космические спутники и станции противника, систем ПРО. От теории американцы уже перешли к практике. Так, в космических силах ВВС США уже создана первая боевая часть — 76-я эскадрилья. Эти «космические полицейские», по словам начальника оперативного управления штаба командования ВВС США, «способны обеспечить ускоренное достижение превосходства США в космосе, свободу любой деятельности в космосе — то есть жизненные американские цели и интересы».

10 марта

Второй, внеплановый выход в открытый космос начал экипаж МКС. Юрий Лончаков и Майкл Финк (Michael Fincke) покинули борт станции в 19:22 по московскому времени. Главная задача выхода — установка и подключение на внешней поверхности служебного модуля «Звезда» аппаратуры для европейского научного эксперимента EXPOSE-R.

21 февраля американский межпланетный зонд Mars Reconnaissance Orbiter сфотографировал спутник Марса — Деймос. Цветной снимок, который распространен лишь теперь (см. иллюстрацию слева), позволяет увидеть многие детали на поверхности небесного тела и поможет ученым продолжить составление детальной карты местного ландшафта.

Заместитель начальника китайских пилотируемых космических программ Чжана Цзяньци (Zhang Jianqi) сообщает, что в 2009 г. Китай планирует вывести на орбиту 15 или 16 спутников. Он подчеркнул, что мировой финансовый кризис не скажется на финансировании космических разработок КНР.

В NASA подсчитали, что произошедшее в феврале орбитальное столкновение российского и американского спутников увеличило опасность «встречи» шаттла Discovery с космическим мусором на 6% - до соотношения 1 к 318.

С рядом сообщений выступил глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Так, он рассказал, что в объявленном тендере на создание новой пилотируемой космической системы будут участвовать минимум двое желающих — РКК «Энергия» и НПЦ имени Хруничева. Кроме того, он сообщил несмотря на мировой финансовый кризис, выделение средств на проектно-изыскательские работы по космодрому Восточный в Амурской области не сокращено. Этот этап работ должен быть закончен в 2012 г. Вместе с тем, озабоченность Перминова вызывает сокращение рядом министерств финансирования программ, связанных с системой ГЛОНАСС. «Даже малейшие сокращения в этих министерствах и ведомствах по программе ГЛОНАСС приведет к разбалансировке всей системы», — подчеркнул он.

11 марта

NASA запустило видеотрансляцию с камеры, установленной на внешней обшивке МКС. Потоковое видео будет передаваться на Землю преимущественно во время сна космонавтов, то есть примерно с 22 до 10 часов по московскому времени. Помимо видеоряда, время от времени в передачи будут включаться переговоры экипажа с Землей.

Юрий Лончаков и Майкл Финк завершили все работы в открытом космосе и вернулись на МКС на час раньше запланированного времени. Пребывание за пределами станции продлилось 4 часа 50 минут.

Обломки столкнувшихся в космосе американского и российского спутников Iridium 33 и «Космос-2251» начали падать на Землю. Тем не менее, размер трех зафиксированных станциями наблюдения падающих объектов не превышает одного сантиметра. Ожидается, что они сгорят в атмосфере и не причинят никакого ущерба.

Появились сообщения о том, что российский спутник связи «Экспресс-АМ2» вышел из строя еще 8 марта. Создан аппарат был в НПО «Прикладная механика» имени Решетнева совместно с французской Alcatel Space. Несмотря на то, что гарантийный срок работы аппарата, запущенного в 2005 г., составляет 12 лет, это уже не первые неполадки на «Экспресс-АМ2». Летом 2008 г. появлялись сообщения о том, что многие центральные и региональные телеканалы перешли с этого спутника на другие из-за неполадок с аккумуляторами аппарата.

12 марта

Запуск к МКС шаттла Discovery снова отложен — теперь до воскресенья, 15-го марта. Старт планировался на вечер среды, однако за несколько часов до этого была обнаружена утечка газа во внешнем топливном баке, и пуск был отложен на четверг. Однако к вечеру того же дня специалисты NASA решили, что запуск придется отложить еще на несколько дней, и провести детальный осмотр топливного бака.

По контракту с Роскосмосом ОАО ИСС имени Решетнёва создаст спутник «Луч-4» для многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч». Первый контракт на создание системы «Луч», заключенный в 2005 г., предусматривает разработку и изготовление двух космических аппаратов среднего класса на базе платформы «Экспресс-1000»: «Луч-5А» и «Луч-5Б». Их запуск запланирован на 2010 и 2011 гг. По условиям нового контракта, в состав системы войдет еще один спутник — «Луч-4». Космический аппарат со сроком активного существования 12 лет и массой порядка 3 тонн будет создан на базе перспективной платформы тяжелого класса «Экспресс-2000». Спутник должен быть изготовлен и выведен на геостационарную орбиту в 2013 г.

Специалистам удалось восстановить связь с ранее вышедшим из строя спутником «Экспресс-АМ2».

Успешно проведена перезагрузка бортовой электронной системы аппарата Mars Odyssey, уже 8-й год остающегося на околомарсианской орбите.

«Новости космонавтики»

Интересно как устроен ядерный реактор и могут ли роботы построить дом?
Все о новых технологиях и изобретениях!