Токсичность выхлопных газов во много раз снижается при использовании современных каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров.

При работе любого двигателя внутреннего сгорания в атмосферу попадает масса выхлопных газов, среди которых можно найти целый букет мало полезных, а порой даже и ядовитых веществ. Среди них — монооксид углерода (угарный газ), блокирующий способность красных клеток крови переносить кислород, продукты неполного сгорания топлива (углеводороды), а также оксиды азота.

Еще несколько десятилетий назад проблема эта встала в развитых странах настолько остро, что в 1970-х принимаются различные законодательные меры, по которым современные автомобили обязательно оснащаются устройствами для очистки выхлопных газов — каталитическими нейтрализаторами.

Основа каталитического нейтрализатора — огнестойкая керамическая подложка. Ее пористая структура создает большую поверхность, которая покрывается тонким слоем катализатора, обычно состоящего из благородных металлов — палладия, платины, родия. Высокая температура выхлопных газов помогает слою катализаторов действовать, проводя реакции окисления несгоревших продуктов и угарного газа, и восстанавливая оксиды азота.

Современные каталитические нейтрализаторы — такие, как у автомобилей BMW — имеют и систему обратной связи. На входе в них устанавливается датчик (так называемый «лямбда-зонд»), который анализирует состав отработанных газов, прежде всего — содержание в нем кислорода.

Дело в том, что избыточный кислород, не участвовавший в процессе горения, может накапливаться в нейтрализаторе и использоваться для окисления угарного газа до углекислого газа, и окисления других несгоревших продуктов. В зависимости от состава отработанных газов, лямбда-зонд дает сигнал на управление системой питания, которая, соответственно, подает в двигатель обогащенную или обедненную смесь.

В соответствии с требованиями норм токсичности «Евро-4», нейтрализаторы BMW оснащаются и сажевыми фильтрами. Этот фильтр не требует ни дополнительного обслуживания, ни повышенного расхода топлива, зато удаляет практически все твердые частицы из отработавших газов, которые дожигаются непосредственно в нем.

Другие подробности о работе современных двигателей и топливных систем вы найдете в статье «Бензиновая кулинария».