Разговоры о скорой и неминуемой смерти химической (аналоговой) фотографии идут уже давно. Сегодня я убедился, что цифровая атака осуществляется не только со стороны фотоаппаратов

В представительстве Konica мне продемонстрировали новую цифровую машину для печати фотографий R1 Super и показали, как даже аналоговые пленки преобразуются в цифровой формат для автоматической и ручной коррекции и потом печатаются точно так же, как и цифровые.

Вообще говоря, совершенно неважно, в каком виде вы принесли оригинал — на zip-дискете, на компакт-диске, на пленке или даже на фотобумаге. Я принес одну фотографию на SD-карточке, а остальные вообще не стал брать с собой — они хранятся на специальном сервере в интернете, где для удобства показываются их масштабные копии, но при необходимости можно сгрузить полноразмерные оригиналы (я плачу за этот сервис $30 в год).

Цифровые радости

На моих глазах за какую-то пару минут была отсканирована, обработана и напечатана целая пленка (36 кадров). Качество фотографий получается существенно выше, чем у обычного мини-лаба. Причин тому много. Во‑первых, пленочный сканер снабжен инфракрасным датчиком, который помогает программе убрать с негатива (или слайда) пыль и царапины. Дело в том, что в инфракрасном свете изображения не видно, а видны только грязь и повреждения. Программа совмещает инфракрасную картинку с обычным изображением и удаляет получившиеся в результате полоски и точки. Во‑вторых, проецирующее устройство расположено вплотную к изображению, что препятствует рассеянию света. Для сравнения — с учетом линз пленка в обычном мини-лабе расположена на расстоянии добрых 1,5 м от фотобумаги. Проецирующее устройство представляет особый интерес: оно состоит из «линеек». Каждая линейка состоит из красных светодиодов, синих и зеленых флюоресцентных ламп и собирающей линзы, которую называют фокусирующим туннелем.

С чего печатать

Вот как все происходит по шагам. Если клиент принес пленку, ее сканируют. Скорость сканирования зависит от желаемого размера отпечатков. Для получения отпечатков 10 х 15 пленка сканируется не больше пары минут. Но ждать не требуется: отсканированные фотографии немедленно обрабатываются и отправляются на печать. Если клиент принес фотографию — ее сканируют планшетным сканером. Если же нужно напечатать с цифрового оригинала, программе просто нужно указать, где он лежит.

Кстати, в качестве рабочей станции используется самый обыкновенный Windows PC, без всяких наворотов, просто на нем установлена специальная программа, которая сначала сама обрабатывает изображения, затем дает возможность оператору вмешаться, а затем при помощи обычной локальной сети отправляет задание в мини-лаб.

Шаг за шагом

Когда задание попадает в мини-лаб, сначала запускается механизм подачи бумаги. В той машине, что показали мне, в один момент времени вставляется только одна кассета с фотобумагой. Ширина бумаги определяет одно из измерений отпечатка. Например, если бумага имеет ширину 15 см, то печатать на ней можно только фотографии, имеющие длину или ширину 15 см. По моей просьбе вставили другую бумагу и напечатали нас с Дайсоном размером 203 х 357 мм. Как только механизм подачи отматывает нужное количество бумаги, срабатывает нож, который отрезает будущий кадр от рулона. Тут же включается мощный пылесос, который удаляет микроскопические частички пыли, которые образуются при разрезании фотобумаги.

Затем бумага проезжает под проецирующим устройством. Здесь-то и происходит «печать» изображения: на бумагу воздействуют светом, который излучает проецирующее устройство. Разрешение мини-лаба — 300 dpi, как у типографии, но качество изображения неизмеримо выше, так как при офсетной печати на бумагу наносят брызги краски, а при фотопечати засвечивают светочувствительные молекулы на фотобумаге.

После «засвечивания» бумага попадает в следующую камеру, где она подвергается химической обработке. Это точно такой же процесс, как в современных «аналоговых» мини-лабах. Более того, он мало изменился со времен кустарной фотопечати в домашних условиях. Просто стал занимать гораздо меньше времени.

Итак, снимок проявлен и промыт. Он выползает из химического блока и ложится в лоток с готовой продукцией. Оператор может задать границы, отмечающие конец одного заказа и начало другого. Автомат же делает это сам, отмечая начало и конец пленки. Вот, в общем, и все, фотографии можно упаковывать в конвертик и отдавать клиенту. Пленка обработалась бы быстрее, чем вы дочитали до этого места.

«Химия»

А я еще добавлю про «химию» — ECOJET («ECO» здесь не от «экономии», а от «экологии»). В новом комплексе Konica применена новая, «сухая» технология. Аппарату нужна только бумага, «таблетки» (реактивы) и вода. Рекомендуется использовать дистиллированную, деионизированную воду, но, как вы понимаете, в России все льют воду из-под крана. И ничего. Новая технология исключает контакт человека с химикатами: оператор вставляет кассету с реактивами — и все. Отходы, в принципе, можно даже сливать в канализацию. Хотя, конечно, в них много серебра, их можно переработать, и получатся новые реактивы. Есть специальные пункты сбора таких отходов.

Конечно же, машине нужно еще и электричество. Но потребляет она на удивление мало — 1,52 кВт/ч. То есть примерно столько же, сколько хорошая посудомоечная или стиральная машина.

Конец славного пути

В общем, я в очередной раз убедился — у старых технологий нет ни одного шанса. Скоро про пленки можно будет забыть. Хотя сотрудники компании со мной не согласны: Konica как раз придумала новую пленку Konica Centuria Super, чувствительностью 1600. Но это уже совсем другая история.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2003).