Сущность катания на лыжах (особенно в части слалома) заключается в том, чтобы рассекать по невзъерошенным озерам. Когда между тобой и голубыми глубинами нет ничего, кроме стеклопластика, когда прокладываешь путь, поднимая пятиметровые брызги, а твои друзья, родственники и потенциальные подружки таращатся от изумления. По крайней мере, так было раньше.

Connely Mid SX и Oхbrien Virage
В отличие от традиционных, параболические лыжи короче и шире
Новые водные лыжи превратят в морского волка даже городского жителя

Не то чтобы процесс катания на лыжах сильно изменился. Напротив, вся проблема в том, что он не менялся с годами. При вставании на лыжи был так же велик риск не удержать рукоятку. Брызги воды так же попадали в нос. И рывок лодки мог так же привести к травмам сухожилий и связок.

А вот лыжники изменились. Многие из энтузиастов былых времен уже физически не могли продолжать в том же режиме. А молодые предпочли более радикальные развлечения — тот же вэйкбординг (от «wake» — «волна от катера»). Водные лыжи как спорт умирали.

Но произошел перелом. Разработчики лыж огляделись вокруг и переняли опыт у коллег из других видов спорта. Они создали снаряжение большего размера, которое уменьшило нагрузку и вернуло радость старому развлечению. С новыми лыжами ничего не стоит выпрыгнуть из воды и кататься, пока не надоест.

Называйте их, как хотите: фигурными, параболическими, сверхприталенными, широкими, альтернативными, — да как угодно. Секрет новых лыж — в их форме. Длина традиционной водной лыжи колеблется от 165 до 185 см. Ее ширина в голове — 16,5 см, а в хвосте — 6,5 см. Длина новой лыжи — от 150 до 165 см. В голове она как минимум 23 см в ширину, а в хвосте — 10−15 см. Другими словами, новая лыжа шире, короче и имеет параболическую форму.

Наиболее очевидны достоинства этих роскошных пропорций в момент старта. С точки зрения гидродинамики все просто: у узкой лыжи меньшая площадь поверхности, потому для вытеснения достаточного для всплытия количества воды ей нужна большая скорость. Новая лыжа, особенно ее передняя часть, вытесняет больше воды; следовательно, от лыжника требуется меньше усилий, а от лодки — меньшая мощность. «Огромная площадь поверхности спереди превращает лыжника из камня в пробку», — говорит Роберт Стивенс, редактор журнала Water-ski.

Вытеснять больше воды полезно и после старта. На обычных лыжах чрезвычайно тяжело кататься, ведь площадь их поверхности — всего 0,22 кв. м. Поэтому, чтобы оставаться на поверхности, обычно приходится гонять на скоростях больше 45 км/ч. Новая лыжа позволяет снизить скорость катания до 35−40 км/ч. А это радикально уменьшает нагрузку на тело спортсмена.

Некоторая часть площади приходится и на хвост лыжи. Там тоже действует теория «шире — значит, лучше». На большинстве новых лыж хвост сантиметров на пять шире, чем на прежних, которые теперь называют слаломными. Увеличенная площадь поверхности дает и дополнительную стабильность. На новой лыже шанс оказаться вверх ногами и пропахать головой воду вслед за катером существенно меньше, чем раньше.

И неважно, что лыжа-первопроходец Connelly Big Easy слегка перебрала ширины (площадь ее поверхности составляла 0,45 кв. м), дизайнеры нашли золотую середину в моделях Connelly Mid SX, ICONN Power Carv, O’Brien Virage и HO Radius. Величина площади поверхности у них составляет около 0,33 кв. м и позволяет вытеснять достаточное количество воды, чтобы без труда поддержать вес лыжника.

Но если бы все было так просто! К сожалению, пропорция 2 к 6 не работает.

Главная отличительная особенность новых лыж — их параболическая форма. Серединная часть лыжи «приталена», как и у лыж для спуска с гор. Если такую лыжу поставить на торец, она прогнется, как традиционная лыжа, и позволит совершить резкий поворот.

А еще есть «рокер». Это прогиб доски к центру. Он примерно на сантиметр-полтора меньше, чем у традиционной лыжи. Благодаря рокеру и параболической форме лыжник может с легкостью совершать крутые виражи. Достаточно просто наклониться в нужную сторону, и форма лыжи сделает все остальное. Если не прилагать усилий, поворот будет плавным, а если поднажать, то резким. Но никакого сравнения с обычной лыжей — теперь это во много раз проще. Каким бы ни был поворот, спортсмен не рискует потерять управление.

Забавно, что новая форма не только вернула пожилых лыжников, но и заставила многих вэйкбордистов серьезно взглянуть на этот вид развлечения. Новая лыжа не только делает катание проще, но и доступнее: раньше для такого развлечения нужно было иметь мощный катер, а теперь маломощные лодочки (и даже личные суда на воздушной подушке!) вполне могут тянуть за собой человека. Массовость — вот основа воднолыжного спорта!

Сделай-ка побольше!

Тот факт, что параболический дизайн сперва появился в «снежных» лыжах, вовсе не означает, что воднолыжники просто «содрали» форму. Было долгое развитие, которое началось в 1996 году, с появлением Big Easy.

Помимо всего прочего, эта лыжа заслуженно названа так: площадь ее поверхности грандиозна, и кататься на ней фантастически легко. Вице-президент компании Connelly говорит: «Мы понимали, что наши клиенты стареют и им уже не хватает сил на то, чтобы стартовать и кататься как в молодости. Для них мы и придумали Big Easy».

Понимание потребностей клиентов и заставило Connelly сделать перед лыжи шириной под 30 см (для сравнения — традиционная слаломная лыжа в ширину не превышает 1518 см). Такой передок позволил легко стартовать. А задняя часть, на целых 10 см шире традиционных лыж, позволила кататься на более низких скоростях.

Результат превзошел самые смелые ожидания разработчиков и заставил всех в этом бизнесе по‑новому оценить ситуацию. Только за первый год новых лыж было продано столько же, сколько старых. Тогда и все конкуренты стали делать лыжи нового вида. Сегодня на рынке представлены более 15 видов параболических лыж. И разработчики Connelly не отстали: их современная модель Mid SX входит в число лидеров среди лыж нового поколения.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2003).