«Ермак»: первый арктический ледокол

Первый в мире арктический ледокол обошелся Российской империи в крупную сумму — 1,5 млн рублей. Но машина окупила себя в первый же год эксплуатации.
«Ермак»: первый арктический ледокол

Четвертого марта 1899 года по пристани Кронштадта ходили тысячи удивленных людей. Несмотря на метровый слой льда, к городку подошел огромный корабль под названием «Ермак». Для обитателей острова Котлин пахарь льда не был чудом — ведь первый в мире ледокол «Пайлот» сконструировал их земляк Михаил Бритнев. Но та машина начинала ходить по Финскому заливу лишь в конце апреля, когда лед становился тонким. Поэтому появление ледокола в Кронштадте в начале марта вызвало у горожан неподдельное удивление — то был звездный час адмирала Макарова. Он добился своего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всего лишь два года назад в докладной записке к управляющему Морским министерством Степан Макаров предлагал создать мощный ледокол для плавания в арктических водах. Но его заявка была отклонена. Адмирал с этим не смирился. То, что он сделал, сегодня назвали бы грамотной PR-кампанией. Чтобы ознакомить общественность со своим проектом, адмирал подготовил цикл лекций. Одна из них — «К Северному полюсу — напролом» — сильно заинтересовала журналистов, и вскоре о его затее был наслышан весь Петербург.

Ледокол «Ермак»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди прочих идеей постройки ледокола заинтересовался Дмитрий Менделеев: выдающийся химик впоследствии вместе с адмиралом участвовал в разработке машины. Ключевой фигурой в проекте стал министр финансов Витте. Макаров и Менделеев убедили его, что проект окупит себя. В ноябре 1897 года Витте ознакомил с проектом царя и получил его одобрение. Всего лишь через год на верфи Armstrong Whitworth в Ньюкасле закончилось строительство ледокола.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любопытная деталь: во время строительства корабля Макаров был обеспокоен тем, что при плавании во льдах ледокол получит пробоины и затонет. Поэтому он изготовил цинковую модель корабля в масштабе 1:48 с точно такими же водонепроницаемыми отделениями в днище. Все отделения имели отверстия, закрываемые пробками. В ходе опытов в ванне, заполняя водой 1−2 отсека, Макаров убедился, что опасения его напрасны. Поэтому, когда в ходе первого пробного плавания в Арктику ледокол получил серьезную пробоину, адмирал был спокоен. Он знал, что машине ничего не грозит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоивший империи 1,5 млн рублей ледокол практически мгновенно окупил себя. Зимой 1899 года во время метели на мель у острова Гогланд сел новейший броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Если бы не «Ермак», корабль стоимостью 4,5 млн рублей получил бы существенные повреждения. Позже ледокол еще неоднократно будет спасать самые разнообразные суда.

Ледокол «Ермак»
Обитель кочегаров
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С ледоколом «Ермак» были связаны многие известные люди той поры. Среди них Александр Попов. Его первая радиограмма была послана именно командиру «Ермака» во время спасения броненосца у острова Гогланд. Попов был искренне рад: его изобретение помогло спасти человеческие жизни.

Но удача не всегда сопутствовала ледоколу Макарова. Адмирал надеялся достичь на «Ермаке» Северного полюса. Этого же желал ему Дмитрий Менделеев. Когда ледокол впервые пришел в Петербург, химик писал моряку: «Лед, запирающий Петербург, Вы победили, поздравляю. Жду такого же успеха в полярных льдах». Повторить успех не удалось. Как ни пытался Макаров, его судно было недостаточно мощным, чтобы преодолевать льды высоких широт Арктики. Пределом для ледокола стали 81 градус 28 минут северной широты. Недоброжелатели адмирала злорадствовали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ледокол «Ермак»

Но что удивительно: маломощный по сравнению с современными ледоколами «Ермак» прошел через три войны — Японскую, Первую и Вторую мировые — и служил на Крайнем Севере более 60 лет! Только лишь в 1963 году его списали. На базе первого в мире арктического ледокола собирались сделать памятник-музей, но отстоять машину энтузиастам не удалось. Прославленный ледокол пустили на переплавку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К счастью, в музеях страны сохранились артефакты с «Ермака». В Мурманске установлен памятник ледоколу, выстроенный вокруг его подлинного трехтонного якоря. В Санкт-Петербурге в Музее Арктики и Антарктики хранится штурвал корабля, а в московском Музее морского флота — многие предметы из кают-компании «Ермака». Вещи продолжают хранить дух одной из самых грандиозных машин своего времени.

Благодарим за помощь в подготовке материала Музей морского флота (Москва) и Музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург)

Сaныч Анaтолевич
Сaныч Анaтолевич 24 Мая 2018, 16:25
ледокол Ермак строили в Великобритании - английское качество!
Роман Романов
Роман Романов 02 Мая 2018, 15:40
Статья интересная, жаль что столько говноедов в комментариях, типа Артёма Соколова и Влада Буркова.
kubik06 kubik06
kubik06 kubik06 12 Мая 2010, 20:05
Да... паромное сообщение между Ломоносов и Кронштадтом живёт до сих пор, не смотря на построенную дамб.
Stas Nik
Stas Nik 09 Июля 2020, 22:52
Раньше хотя бы эти памятники проектировали и воплощали в металле, а что останется после нынешнего "смутного времени"?
kassiopeja
kassiopeja 06 Ноября 2009, 14:11
действительно жаль "Ермака"....у нас все время так поступают с величайшими историческими памятниками
kreml198
kreml198 08 Апреля 2009, 10:04
статья интересная, но короткая. А вообще, жалко, что такой корабль переплавили. Превратили ли бы в музей и поставили на вечную стоянку как "Аврору"
patishkin
patishkin 09 Марта 2009, 21:03
Я всегда покупаю журнал ПМ и только так читаю статьи, поэтому когда я нащел данную статейку в журнале и просто вгрызся в текст(он мне покозался ужастно интерестным), но буквы на странице закончились и я махом перелистнул страницу, а там.... а там другая статья. Досаде небыло предела. Я никогда не жаловался на недостаток информации в ПМ, но здесь я ошутил этот голод.