Разработчики современных лифтов постоянно ищут новые возможности как можно скорее доставить пассажиров на верхние ярусы бизнес-центров и жилых кондоминиумов — в ход идут герметичные кабины-капсулы, пневмонасосы и даже гигантские магниты
Крутой подъем: Лифты

Болид с мозгами

Страна: Япония // Компания: Toshiba Elevator and Building Systems // Стоимость: $2 млн // Грузоподъемность: 1,6 т // Макс. скорость: 60,6 км/ч

Топовая версия лифта EJ-1000 от японской компании Toshiba Elevator and Building Systems — это настоящий гоночный болид среди лифтов: он доставляет посетителей тайваньского небоскреба Taipei 101 на смотровую площадку 89-го этажа всего за 39 с. Скорость при этом превышает 1 км/мин — более 16 м/с. Для сравнения, пилоты гражданских самолетов стараются поддерживать темп набора высоты не более 300 м/мин.

Чтобы установить рекорд скорости, японские инженеры сделали кабину обтекаемой. Специальные воздухозаборники помогают отводить значительную часть воздуха в стороны для снижения лобового сопротивления и аэродинамических шумов. Основной противовес также сделали обтекаемым, чтобы избавить от шума людей, находящихся в помещениях недалеко от шахты. Пассажирская капсула лифта герметична, в ней поддерживается оптимальный микроклимат. Специальные вентиляторы накачивают увлажненный воздух или же, напротив, удаляют его, гибко регулируя давление внутри кабины. Поэтому у пассажиров EJ-1000 почти не закладывает уши, несмотря на колоссальную скорость подъема.

За счет применения звукоизоляционных материалов в кабине тихо, как в археологическом музее. И это несмотря на то, что практически постоянно в шахте сопит электромотор, выдающий чудовищную для таких агрегатов тягу в 77 т. Система активного гашения вибраций отслеживает малейшие движения кабины с помощью акселерометров и заставляет противовес смещаться в противоположную сторону.

Спуск со смотровой площадки на первый этаж продолжается на 10 с дольше. Если позволить такому «гиганту» идти полным ходом и набирать скорость в свободном падении, его просто не удастся остановить. За замедление 23-тонной кабины отвечают керамические — как в современных спорт-карах — тормоза: во время «приземления» они нагреваются до 1000 °C. Остановка такого лифта на первом этаже чем-то напоминает посадку космического челнока, прорвавшегося сквозь плотные слои атмосферы.

Конец романтике

Страна: Япония // Компания: Mitsubishi Electric // Стоимость: около $5 млн // Грузоподъемность: до 2,3 т // Макс. скорость: 64,8 км/ч

Разработчики из лифтового подразделения японской корпорации Mitsubishi Electric, основного конкурента компании Toshiba, собирают самый быстрый и умный подъемник на планете.

Кабинка, которая пока существует только в виде экспериментального образца, будет двигаться по вертикали со скоростью почти 65 км/ч, то есть за одну секунду сможет «осилить» 18 м. Специально для испытаний подъемника, продолжающего линейку лифтов GPM-III, построили тестовую башню Solae в японском городе Иназава. Строительство 173-метрового здания, предназначенного исключительно для испытаний лифтов, обошлось в $50 млн.

Кабину лифта-рекордсмена, как и подобает в таких случаях, сделают герметичной. Основную работу будет выполнять мотор и специальные контроллеры, сглаживающие вибрации стального троса и самой высотки. Инженеры предусмотрели и вероятность землетрясений: обычно после сильного толчка электричество в городе отключается и лифт останавливается, так что приходится в течение нескольких часов ждать лифтеров. С японской «капсулой» все иначе: через полчаса после отключения автоматически включаются датчики, проверяющие расположение механизмов. Когда система убедится в том, что безопасности пассажиров ничто не угрожает, подъемник продолжит развозить напуганных граждан.

В целях безопасности в кабинах установят специальные камеры, которые делят изображение на 4800 частей. Процессор обрабатывает подобную мозаику, реагируя на быстрые изменения взаимного расположения ее элементов, то есть резкие движения пассажиров. В случае внезапной потасовки лифт переходит в режим экстренной остановки и высаживает дебоширов на ближайшем этаже.

Нажимать на привычные кнопки не придется: управлять лифтом предлагается с помощью двух плоских сенсорных дисплеев, чувствительных к прикосновению пальцев. При этом выбирать можно не только номер этажа, но и пункт назначения. Так, чтобы попасть в тренажерный зал, расположенный, скажем, на третьем ярусе, понадобится лишь выбрать картинку с гантелями. А если станет скучно, можно посмотреть рекламу или узнать текущую сводку новостей. Только вот мягкий диван и кофеварку в кабинке японские инженеры и дизайнеры пока не предусмотрели — в таком быстром лифте на чашечку кофе просто не найдется времени.

Пока же самый быстрый курсирующий лифт компании Mitsubishi расположен в высотке Yokohama Landmark Tower: подъемник, который поместили в шахту еще в 1992 году, преодолевает за секунду 12 м.

Без единого касания

Страна: Япония // Компания: Toshiba Elevator and Building Systems // Макс. скорость: 18 км/ч

Инженеры корпорации Toshiba решили избавиться от стальных тросов, вместо этого посадив лифты нового поколения на магнитную подвеску. Неудивительно, что подъемники будут напоминать сверхскоростные поезда maglev, разве что курсировать им придется не по железной дороге, а по вертикальной шахте.

Автономная кабинка, оборудованная системой климат-контроля, будет не столько касаться рельсов, сколько парить над ними. Чтобы удержать ее в воздухе, инженерам придется позаботиться о гигантских электромагнитах и, конечно, о специальной механической системе защиты — уповать на одно лишь магнитное поле рискованно. Идея создания левитирующих подъемников на бумаге кажется незамысловатой: система фотосенсоров «настраивает» магнитное поле в зависимости от того, куда направляется лифт, и стабилизирует кабину, а торможение или ускорение капсулы происходит благодаря изменению магнитного поля.

Пока лифты с магнитной левитацией разрабатывают для токийских небоскребов, но, учитывая повышенный интерес компании к зарубежным рынкам, появление левитирующей кабинки в одной из будущих дубайских, нью-йоркских или даже московских высоток не исключается. Такой лифт актуален для зданий высотой не менее 100 м. Подъемник будет перемещаться между этажами со скоростью 300 м/мин, так что тягаться в скорости с традиционными вертикальными экспрессами ему не под силу. Зато он гораздо удобнее тросовых аналогов: обеспечивает плавное движение и не издает шума, поскольку соприкасается разве что с ботинками пассажиров.

Шустрый, но не малый

Страна: Финляндия // Компания: Kone // Стоимость: около $3 млн // Грузоподъемность: 5 т (грузовой — 10 т) // Макс. скорость: 61 км/ч

Лифт Alta от финской компании Kone навевает ассоциации с просторным лимузином: внутри этого передвижного «кабинета» в зависимости от конфигурации найдется место для полсотни человек или 10 т груза. Расчетная предельная скорость, с которой лифт может прыгать между этажами офисных небоскребов, составляет 61 км/ч. За одну секунду ему удается подняться на 17 м — это самый быстрый подъемник, когда-либо разрабатывавшийся европейскими лифтостроителями.

Лифт способен доставить людей или груз на высоту до 500 м. Теоретически можно и выше, но тогда пассажирам определенно не избежать легкого головокружения и тошноты в результате резкого перепада давления. Кабину приводит в действие двухроторный двигатель EcoDisc, обеспечивающий ей плавное и бесшумное движение. Этот безредукторный привод довольно экономичен.

Искать почитателей не пришлось: подъемники уже стоят в лондонском небоскребе-«яйце» 30 St Mary Axe, чикагском здании Hyatt Center и австралийской башне Q1 Tower. В данном случае скорость каждого лифта зависит от суммы инвестиций и смелости заказчика. Как правило, ставить рекорды владельцы зданий не стремятся и оставляют максимальную скорость на уровне 4−8 м/с. Конструкция кабин в финском мегалифте также зависит от пристрастий клиента. Так, по желанию будущего владельца, каждый блок могут сделать двухпалубным, как в лондонских даблдеккерах. Расчетная максимальная скорость двухэтажного лифта — 10 м/с, или 36 км/ч.

В случае отключения электричества в дело вступает автономная энергосистема. Если в здании устанавливается несколько лифтов, система искусственного интеллекта подбирает оптимальные маршруты кабин, чтобы быстрее доставлять пассажиров по назначению. Подойдя к дверям шахты, пассажир выбирает не указатель «вверх» или «вниз», а номер необходимого ему этажа, и компьютер сам собирает по всему зданию наиболее подходящих попутчиков.

Первый класс вертикального взлета

Страна: Швейцария // Компания: Schindler Group // Стоимость: около $1 млн // Грузоподъемность: до 4 т // Макс. скорость: 36 км/ч

Вертикальный моцион на подъемнике Schindler 7000 швейцарские разработчики сравнивают с полетом первым классом. Чтобы вызвать у пассажиров ощущение бескомпромиссного комфорта и уюта, пришлось постараться: ради снижения уровня шума размеры шахты и кабины подбирали исходя из экспериментов, а пол кабины с целью поглощения вибраций сделали трехслойным. Эту же функцию взяли на себя и роликовые башмаки, фиксирующие кабину в вертикальном положении. Для лучшей аэродинамики при разработке кабины на помощь лифтостроителям пришли инженеры автомобильной компании Porsche — им не впервой бороться с сопротивлением воздуха.

Кронштейны рассчитаны на работу даже в экстремальных условиях — во время землетрясений или тайфунов. Перемещается подъемник со скоростью до 36 км/ч, то есть за одну секунду может пройти дистанцию в 10 м. «Придерживать» кабину во время спуска поручили гидравлическим тормозам.

Грузоподъемность лифта далека от рекордной — максимум 4 т, впрочем, и создавался Schindler 7000 как пассажирский, а не грузовой транспорт. Он предназначен для высоких башен. Правда, высота шахты не должна превышать 500 м, причем на этой дистанции лифт может сделать только 128 остановок.

На выбор предусмотрены две конфигурации кабинок — одноярусная и двухэтажная, предельная скорость последней снижена на 20%. Пассажирскую «капсулу» сделали герметичной и интерактивной: помимо традиционных кнопок развлечения ради предусмотрели мультимедийную систему E-Vision с жидкокристаллическим дисплеем.

Schindler 7000 — один из самых популярных высотных подъемников. Его можно встретить в пекинском здании Globe World Trade Center, резиденциях дубайского курорта Jumeirah Beach и мадридской высотке Torre Espacio. Более того, в московской башне Mirax Plaza, которая в 2010 году появится на Кутузовском проспекте, будут разъезжать 26 таких подъемников-экспрессов, при этом их скорость составит 29 км/ч — неплохое подспорье после столичных пробок.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2009).