Поблескивая серебристыми крыльями в лучах заходящего солнца, «Чайка» заходит на посадку со стороны леса. Душистый летний ветер чуть колышет легкие платья, женщины придерживают шляпки, пузатый самолeтик с красной звездой на борту уже тарахтит по траве сибирского полевого аэродрома, заруливая на стоянку.
Борис Мамлин

Вот в таком виде обычно самолет поступает на восстановление
Эта фотография сделана в XXI веке
При восстановлении применяются самые современные технологии
Настоящие приборы ценятся на вес золота
Радиатор собирают по трубочкам уже три месяца

Техники тут же извлекают из фанерных недр закопчeнную консервную банку с неровной царапиной по кругу — бортовой самописец истребителя И-153, или бароспидограф. Устройство простое до гениальности; банка в полeте медленно вращается, а игла, совмещенная с альтиметром, в масштабе повторяет на еe черном боку профиль полета. Сегодня он очень похож на кардиограмму, и Главный в гневе переводит взгляд с нее на пилота — опять машины на шоссе атаковал! Ведь знает, стервец, что это даже ещe не испытательный полeт, это перегон новой машины с завода на аэродром, что нужно было еe, как младенца, на руках нести, а он загогулины в небе выделывает! Главного с головой выдаeт тон, которым он кроет испытателя: по всему видно, что машина удалась, что Главный в неe влюблeн, как мальчишка, и что будь он на месте летчика — поступил бы точно так же…

Подобная сцена вполне могла бы иметь место в 37-м, когда в небо поднимались первые образцы истребителей И-15, созданных в КБ Поликарпова. Но произошло это в августе 98-го, когда очередную восстановленную практически из ничего машину «ставили на крыло» в окрестностях Новосибирска.

Самолeты времен Второй мировой сегодня в большой цене. Музеи и частные коллекционеры ищут их по всему миру. Машины, изготовленные из современных узлов и материалов, презрительно именуются «новоделами» и украшают парки культуры и ворота воинских частей. Истинных ценителей и знатоков интересуют настоящие самолeты, сохранeнные или восстановленные по подлинным чертежам, из материалов, которые использовались 60 лет назад, и по технологиям того времени. Именно такие обретают вторую жизнь в маленькой мастерской, скромно именуемой «Авиареставрация».

Воскрешение начинается с «раскопок» в военных архивах. Наибольший интерес представляют записи о вынужденных посадках на лeд, на воду или в болото, желательно подальше от населенных пунктов — только в этих случаях есть надежда, что останки машины по‑прежнему находятся на месте падения. «Эльдорадо» — территория, где находят наибольшее количество сохранившихся самолетов, находится в болотистых районах Карелии, Псковской и Новгородской областей. На сегодняшний день эти края, с кривыми березками и ржавой водой, прочесывают десятки разведгрупп. В их распоряжении вездеходы, акваланги, металлоискатели, эхолоты и подводные телекамеры. Далеко не все из них имеют соответствующие разрешения местных властей: «чeрные поиски» — занятие весьма прибыльное. Иностранные коллекционеры хорошо платят за предметы военной старины: оружие, приборы, снаряжение, а местные жители за пару-тройку сотен долларов предложат вам двигатель от «Мессершмитта» и то, что не удалось сдать скупщикам цветных металлов. Рядом со следами от пуль на крыльях сбитых «МиГов» и «Илов» искатели часто находят пробоины от лома и резаков. Дюраль сегодня в цене.

Даже в том случае, если до самолeта не добрались кладо- и металлоискатели, он всe равно представляет собой печальное зрелище: специальный приказ предписывал советским летчикам в случае вынужденной посадки вооружение снять, а машину сжечь. Пробовали даже поднимать истребители, упавшие в море. «Мессер», который под водой выглядел «как живой», на поверхности рассыпался на глазах. Коррозия! А из болот и озер — ничего, поднимают. Там, где нет возможности задействовать для подъема тяжелую технику, обходятся подручными средствами: сооружают плот специальной конструкции, устанавливают на него ручную лебедку и через полчаса из воды появляются ржавые и искореженные части будущего самолета. Следующий этап — восстановление технической документации. До сегодняшнего дня в России не дожил ни один комплект чертежей! Их ищут так же, как и обломки самолeтов, — и с теми же результатами. Владимир Бернс, генеральный директор «Авиареставрации», вспоминает, что когда в начале 90-х они взялись за своего первенца — И-16, удалось найти лишь один чертeж. Это был руль направления. Остальное, не поверите, восстановили по обломкам. Примерно то же самое происходило с И-15, И-153 и происходит с «МиГом». Часть деталей везут в КБ Микояна для рентгеновского и химического анализа.

Результаты иногда потрясают: то, что на бумаге 41-го года значится как легированная сталь, на деле может оказаться сталью марки 45, а то и 20.

Чтобы разобраться в технологии постройки, скупили у коллекционеров все журналы «Авиационная промышленность» за 30е годы. Из статей о стахановском почине и передовиках производства удалось выудить массу полезной информации касательно деревянных конструкций. Больше взять негде: деревянные самолeты больше никто не строит, разве что авиамоделисты. Даже авиационную фанеру приходится везти из Финляндии — в России уже не делают.

Помимо соблюдения технологии, данный жанр требует ещe и установки уцелевших деталей. В МиГ-3 таковых почти половина. Хорошо сохранились. Устанавливают их, конечно, после тщательного отбора и антикоррозийной обработки. Если сохранились не очень хорошо — бережно выправляют из куска сплющенного металла, пролежавшего в земле полвека. Так было с масляным баком МиГ-3, на котором сегодня можно рассмотреть дату изготовления — апрель 1941-го. Радиатор восстанавливают уже 3 месяца. По трубочке. Новый сделать проще. И конструктивно, и технологически. Но его сделают лишь в том случае, если не удастся восстановить старый до такой степени, чтобы его прочностные и все прочие характеристики отвечали всем авиационным требованиям. Вы спросите — а как же приборы, электрика и прочие мелочи? Необъятная наша Родина сохранила на своих просторах практически всe! На военных складах, размером с Чертаново, как будто для реставраторов ранятся ящики с надписью «МиГ-3», а часть приборов до сих пор летает на вертолeтах и самолeтах типа «Ан-2».

Самая смелая из всех мыслей — установить на «МиГ» двигатель, который пролежал в болоте вместе с самолeтом 60 лет. Бернс с гордостью демонстрирует две блестящие латунные трубы — найди 10 отличий! Одна из них — амортизатор шасси с поднятой машины, вторая — «новодел».

Утверждают, что метан, который содержится в болотной жиже, оказал на детали консервирующее действие.

Приходит время испытательных полетов. Причем если от самолета требуется летать, то задача инженеров на аэродроме состоит в умении найти самую немыслимую причину очередного «спецэффекта». После первого полета на И-15 БИС летчик докладывает: «Ощущаю сильные вибрации хвостового оперения, аж нога на педали онемела». Перебрали все что можно, но причину так и не нашли. Сели за документы. Да, гласит пожелтевший манускрипт, на самолетах этого типа отмечается небольшая вибрация, но эта под определение «небольшая» никак не попадает. Ищем дальше — среди причин неочевидных и маловероятных. Находим. Борт у самолета откидной. Поэтому его сняли, чтобы летчик успел выпрыгнуть с парашютом, ежели чего. А летчик крупный. Поэтому сняли оба борта. Возникшая при этом струя завихрения вызывает бафтинг, или вибрацию оперения. Поставили правый борт на место — вибрация исчезла. По результатам испытательных полетов каждая машина получает подробный «паспорт» с описанием ее норова и рекомендации для пилотирования. Не все, правда, сразу верят в то, что эта штука летает. Когда в воздух поднимали первый И-16, прежде чем взлететь, летчик месяц катался по полевому аэродрому. Привыкал. А после полета он признался: «Я одного не могу понять — как на них воевали?» Шасси у И-16 убираются и выпускаются вручную. 46 оборотов ручкой, как у мясорубки.

На взлете. Когда в небе уже воют «Мессершмитты» с герметичными кабинами, нагнетателями, закисью азота и радиосвязью…

На Московском аэрокосмическом салоне «МАКС-2001» «Автореставрации» заявили: «И-15 БИС? Летать не будете!» Никто не спорил. На следующий день: «А два раза в день сможете?» И БИС летал. С бочками, петлями, штопором и проходом перед трибунами на высоте 15 м со скоростью 450 км/ч.

В этом году Бернс собирается привезти на МАКС МиГ-3, а в ближайших планах — немецкий «Шторх» и Ил-2. Останки уже в Новосибирске.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2003).
Интересно как устроен ядерный реактор и могут ли роботы построить дом?
Все о новых технологиях и изобретениях!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.