Не успела компания Texas Instruments (TI) выпустить самую последнюю модель своего DMD-кристалла — HD-2/Mustang, как в России появились первые проекторы и телевизоры, изготовленные по этой технологии. Раньше, чем во многих других странах.

Grand Cinema представляет собой образец безупречного итальянского дизайна
На поверхности кристалла расположены более 1,3 млн микрозеркал

Что такое DLP

У многих видеопроекторы до сих пор ассоциируются с мутным, неярким и расплывающимся изображением на экранах в советских Ил-86. А между тем

за прошедшее десятилетие проекторы по качеству догнали телевизоры и плазменные панели, а по многим параметрам — и перегнали. Наибольший прогресс продемонстрировала технология DLP — Digital Light Processing.

Сердцем DLP-видеопроекторов служат DMD-чипы (Digital Micromirror Device), которые вот уже 15 лет монопольно производит TI. На поверхности DMD-кристалла расположено около 1,3 млн микроскопических зеркал, каждое из которых в пять раз меньше среза человеческого волоса и отвечает за один пиксель на проецируемом изображении. Каждое подпружиненное зеркало, управляемое своей ячейкой видеопамяти, при подаче на нее напряжения может отклоняться на небольшой угол (10−120). Собственно изображение на экране получается так: яркий источник света направляется на кристалл DMD. Те микрозеркала, на которые подан электрический сигнал, поворачиваются и отражают световой поток в объектив, который и формирует дальнейшую картинку на экране. Микрозеркала, которые «неактивны», отражают свет в специальную черную ловушку, задача которой — максимально поглотить свет. Кстати, чем больше угол отклонения зеркал, тем выше контрастность: не происходит паразитной засветки экрана. У новейшего HD-2/Mustang этот угол максимальный на сегодняшний день — 120.

Но точка может быть только одной яркости. Как же получаются оттенки на экране? Дело в том, что микрозеркало может отклоняться с частотой несколько тысяч раз в секунду. Чем чаще зеркало находится в «активном» состоянии, тем ярче видимая глазом точка. Самые последние DMD-кристаллы способны воспроизводить 1024 оттенка серого цвета.

Еще более интересным способом получается цветное изображение. Например, на обычном телевизоре цвет образуется посредством рядом стоящих точек трех цветов — красного, зеленого и синего. В нашем мозгу эти базовые цвета смешиваются и образуют любой другой. Аналогичным образом цвет получается и в журнале, который вы держите в руках. Назовем этот способ «пространственным» смешением цветов.

В однокристальных DLP-проекторах все происходит несколько иначе. Перед источником света быстро вращается прозрачный диск, разделенный на три одинаковых сектора — красный, зеленый и синий. Видеопроцессор делит исходный сигнал на эти три цветовые составляющие и выдает на DMD-чип сигнал, соответствующий цвету сектора, который находится в данный момент перед источником света. Таким образом на экране очень быстро сменяют друг друга три изображения — красное, зеленое и синее, которые, смешиваясь в нашем мозгу, позволяют нам видеть полноцветную картинку в 16,7 млн оттенков. Такое цветообразование можно назвать «временным».

Исходя из описанной схемы можно легко посчитать частоту вращения светофильтра — 150 раз в секунду для 50 Гц систем (PAL и SECAM) и 180 — для 60 Гц (NTSC).

Кинофильм не обязателен

Благодаря перечисленным особенностям DLP обеспечивает высочайшее качество изображения — без шумов, с высокой контрастностью, хорошей цветопередачей и богатым диапазоном полутонов. До недавнего времени эта технология использовалась только для видеопроекторов высшего класса. Признанный лидер в данном сегменте — итальянская компания SIM2 Multimedia решила впервые применить ее в проекционном телевизоре Grand Cinema RTX. Сердцем системы является самый совершенный на сегодняшний день DMD-чип — HD-2/Mustang, имеющий реальное разрешение 1280 x 720 пикселей и позволяющий воспроизводить не только DVD, но и видеосигнал в стандарте HDTV. Специально для RTX была разработана короткофокусная оптика высокого разрешения, уменьшающая глубину корпуса (в традиционных проекторах используются длиннофокусные объективы). Ноу-хау SIM2 — проекционный экран, образованный мельчайшими двояковыпуклыми линзами Френеля. Благодаря им проецируемое изображение не рассеивается экраном, а с высокой точностью передается зрителям. Вся оптическая система Grand Cinema RTX помещена в герметичный контейнер, что дает особое преимущество при использовании

телевизора в общественных местах. Дело в том, что, например, сигаретный дым в баре оседает на внутренней поверхности экранов, которые в обычных «проекционниках» тускнеют и желтеют через несколько месяцев. В Grand Cinema достаточно протереть внешнюю поверхность экрана обычной тряпочкой.

Все «мозги» сосредоточены во внешнем блоке видеопроцессора, который соединяется с телевизором одним единственным оптическим кабелем. Алгоритмы, зашитые в процессоре, настолько совершенны, что SIM2 рекомендует пользователям отключать все функции предварительной обработки сигналов у своего DVD-плеера. Преимущество внешнего блока видеопроцессора состоит еще и в том, что при появлении каких-либо новых алгоритмов или стандартов в будущем достаточно заменить только блок, оставив проекционный телевизор в неприкосновенности.

В итоге качество изображения получившегося телевизора оказалось настолько велико, что для демонстрации его возможностей пришлось использовать новейший видеомагнитофон DVHS, который способен воспроизводить фильмы в стандарте HDTV, дающем большее разрешение, чем DVD. Собственно о магнитофоне — в следующих номерах.

Да, чуть не забыл — телевизор выглядит просто фантастически, что, впрочем, видно на фотографиях. Как выразился один из его создателей-итальянцев, «для полного счастья достаточно открыть бутылку хорошего вина, сесть, расслабиться и смотреть RTX — кинофильм для этого не обязателен».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2003).