Кто хоть раз в жизни видел проигрыватель виниловых дисков Transrotor, тот не забудет это название никогда. А кто его слышал — навсегда выкинет из головы мысль, что время винила безвозвратно ушло.

Создание легенды

Немецкий инженер Йохан Райки создал компанию Transrotor на вершине популярности виниловых дисков. Но понастоящему звезда Райки взошла тогда, когда «вертушки» перешли из разряда бюджетной техники в элитарный Hi-End, а сумасшедшие аудиофилы начали выкладывать за проигрыватели четырех и пятизначные суммы. Большие деньги позволили применить в «трансроторах» уникальные технические решения без оглядки на стоимость и получить соответствующий звук. Сегодня хозяин Transrotor известен не только как создатель одноименного винилового проигрывателя — к его услугам прибегают все крупные компании, которые производят музыкальную технику высшего класса для прослушивания виниловых дисков. По особому заказу Райки изготавливает для них тот или иной узел, а часто и весь проигрыватель целиком.

Особенность собственно проигрывателей Transrotor, изготовленных Йоханом Райки, состоит в том, что ни одна модель не повторяется в дальнейшем. Каждый проигрыватель уникален: сразу после выпуска конструктор начинает его совершенствование, никогда не возвращаясь к отработанной конструкции. Поэтому одна и та же модель, выпущенная в разные годы, — совсем не одно и то же. Это стало визитной карточкой Райки — каждый аппарат по праву считается авторским.

Толстячок

Флагманская модель Райки — Fat Bop. Все части этого проигрывателя представляют собой отдельные элементы, которые не связаны между собой. Тонарм, на котором расположены звукосниматели, стол для винилового диска, двигатели и пульт управления размещены в собственных корпусах. При их изготовлении применен специальный сплав из тяжелых и мягких металлов (его состав не разглашается), гасящий малейшую вибрацию, что позволяет достичь отличного звучания. Так как все части системы не связаны между собой, их установка занимает особое место в инсталляции системы. Компоненты юстируются на специальном столе, к ним подключаются экранированные кабели и пассики для вращения винилового диска. Минимальный вес системы — 40 кг, максимальный — более 200 кг.

В каждом компоненте применена уникальная технология, которая вносит свой вклад в безупречное звучание. Чтобы обеспечить плавное и равномерное вращение винилового диска, применена система жидкой смазки. Подшипник насажен на ось с винтовой канавкой.

Во время вращения масло поднимается из емкости в основании корпуса и смазывает трущиеся детали. Применение жидкого масла позволяет добиться максимальной плавности вращения главного подшипника.

Моторы (в классической компоновке их два) вращают диск при помощи пассиков из резины, состав которой также держится в секрете. Резина гасит малейшие колебания моторов и служит своеобразным механическим буфером против вибрации.

Электропитание для двигателей подается со специального стабилизатора, который исключает электромагнитные помехи, оказывающие влияние на скорость вращения моторов. Корпус стабилизатора также выполнен из тяжелого и мягкого металла, что позволяет гасить колебания электромагнитной катушки стабилизатора напряжения. Для этих же целей все соединительные кабели экранированы серебром.

Зарождение звука

Одна из причин, почему винил потерял массового потребителя, — сложность усиления слабого звукового сигнала. На выходе винилового проигрывателя мощность сигнала составляет всего 2,5 мВ, в то время как у проигрывателя компакт-дисков она в 400 раз выше.

Чтобы достичь идеального звука, игла должна в точности огибать все канавки винила.

Существует два типа звукоснимающих головок. В конструкции с подвижным сердечником игла жестко соединена с магнитом, расположенным внутри индукционной катушки. Движение иглы вслед за углублениями на пластинке рождает электромагнитные колебания, которые передаются на усилитель. Конструкция с подвижной катушкой и жестко закрепленным сердечником обеспечивает лучшее качество звучания, но уровень сигнала на выходе еще слабее. Его усиление за счет увеличения количества витков физически невозможно: большой вес звукоснимающего механизма приводит к возникновению инерции иглы, а это снижает качество звука. Помимо качества передачи звука, головки с подвижным магнитом и катушкой различаются в своих частотных характеристиках: первая лучше передает низкие тона, другая — высокие.

Звукоснимающий механизм состоит не только из иглы. Не меньшую роль играет и механический привод. Конструкция тонармов настолько совершенна, что не меняется на протяжении уже нескольких лет. Их основная задача — обеспечивать плавное и безынерционное движение иглы. Тонармы, как и все части проигрывателя, заземлены, что исключает помехи, вызываемые наводящим напряжением и радиоволнами, постоянно присутствующими в эфире.

Простая механика и никакого волшебства

Проигрыватели Йохана Райки можно собирать, как конструктор. Чтобы улучшить звучание Fat Bop, модель можно установить на стол из мягкого и вязкого сплава, чтобы исключить малейшую вибрацию. Для дополнительной стабилизации диска во время вращения к нему можно прикрепить огромный маховик, размещенный внутри стола. Это позволит достичь еще большей плавности хода.

«Никакого особого чуда в моих проигрывателях нет, — утверждает Йохан Райки. — Секрет хорошего звука основан на обычных законах физики, на простой механике трущихся тел. А чтобы приносить удовольствие, простые вещи должны стоить дорого».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2003).