Серийная реинкарнация

Старую бытовую технику в Японии не отвозят на дачи и не выкидывают на свалки. Ее убивают с помощью профессиональных разрушителей техники.

«У нас нельзя просто выбросить телевизор в мусорный контейнер, — рассказывает о своей нелегкой жизни в Японии наш переводчик. — С апреля 2001 года по закону габаритная бытовая техника должна сдаваться на утилизацию. Чтобы сдать старый холодильник, придется выложить около $50 плюс транспортные расходы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие строгие порядки для Японии необходимость. Страна небольшая, по занимаемой площади (378 000 км^2) занимает лишь 60-е место в мире, население — 128 млн человек, это десятое место в мире, а по ВВП страна в лидерах — третья в мире. Получается, что людей много, живут небедно, отходов очень много, а выделенных площадей под свалки не хватает. Чтобы как-то решить эту проблему, по всей стране действуют сотни заводов по переработке мусора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне удалось побывать на PETEC (Panasonic Eco-Technology Center) — заводе по переработке бытовой техники компании Panasonic. Здесь в мелкий порошок превращают кинескопные телевизоры, холодильники, стиральные машины и кондиционеры. Выбор техники для утилизации не случаен: во-первых, столь громоздким вещам на свалке не место, во-вторых, они хорошо поддаются переработке. Ежегодно в Японии утилизируется более 12 млн единиц бытовой техники. Это ощутимо «оздоровляет» ситуацию со свалками и предоставляет промышленности тысячи тонн «бесплатного» сырья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смерть холодильникам!

Тех, кому убийство бытовой техники кажется страшно занимательным занятием, на заводе может постичь разочарование. Увидеть могучих сумоистов, которые поднимают холодильники и со всей силы бросают их об стены, здесь не удастся. До определенного момента все выглядит довольно прозаично.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот, например, по конвейеру идут холодильники. Рабочие вынимают из них поддоны и разделители, вырывают магнитный уплотнитель. Затем из холодильного контура откачивают фреон, извлекают масло, отсоединяют компрессор, который затем разбирают на детали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но вот, кажется, впереди что-то интересное. Наш экскурсовод интересуется, есть ли среди нас люди с тонкой психикой. Дело в том, что сейчас с помощью установленной внутри устройства камеры можно будет понаблюдать за работой огромного измельчителя. Здесь подразобранный холодильник за секунды перемалывается на мелкие куски металла и пластика. Все выглядит впечатляюще, и говорят, что находятся чувствительные люди, которые едва не плачут, наблюдая за гибелью холодильника. Это и вправду зрелище не для слабонервных. Производительность устройства — 5 т холодильников в час, так что гибель машин происходит одна за другой — на конвейерной основе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дальнейший путь остатков холодильника не столь зрелищный, но зато более интересный с точки зрения технологий. Сперва мощные магниты извлекают из смеси разных материалов сталь. Затем из нее выдувается легкий пенополиуретан, а оставшиеся в смеси более тяжелые медь и алюминий отделяются от пластика с помощью сепаратора с постоянными редкоземельными магнитами. Во время его работы, когда куски цветных металлов с большой скоростью проходят через вращающийся сепаратор, в них возникают вихревые токи и создается магнитное поле вокруг металлов. Полярность этого магнитного поля совпадает с полярностью вращающегося магнита, в итоге цветные металлы отскакивают от него. Параметры установки подобраны так, чтобы баллистические траектории металлов различной плотности существенно различались. На этом свойстве и основано отделение медных фракций от алюминиевых: они попадают в разные бункеры. Пластики воздействию поля не подвергаются — конвейер сбрасывает их в свой бункер. После этого смесь из пластиков направляется во флотационную камеру с водой и в центрифугу — для разделения по видам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часть полученного материала идет на производство деталей новой бытовой техники. Остальное поступает на специализированные заводы для дальнейшей переработки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Религия для бытовой техники

Сегодня лишь некоторые из полусотни заводов по переработке бытовой техники окупают себя, но руководители этих предприятий ожидают, что в будущем они станут прибыльными, причем без повышения величины тарифов для населения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело в том, что на заводе PETEC ведется постоянная исследовательская работа, цель которой — снижение стоимости утилизации и повышение степени переработки. При разработке новых продуктов компания Panasonic уже использует наработки специалистов PETEC, а значит, когда придет время утилизировать новую технику, делать это будет проще и прибыльней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Параллельно на заводе ведутся и работы для повышения качества сортировки и утилизации. Согласно японским законам, степень переработки должна быть не ниже 50% для холодильников и стиральных машин, 55% — для телевизоров и 60% — для кондиционеров. Однако уже сейчас на заводе этот показатель значительно выше необходимого минимума: для кондиционеров и телевизоров — выше 80%, для стиральных машин — 77%, для холодильников — 69%.

Кроме того, для производителя бытовой техники завод, занимающийся утилизацией, — это обратная связь. По степени изношенности отслуживших свой век устройств можно судить о том, качество каких деталей стоило бы поднять, на чем следует сделать акцент при разработке новых моделей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, продукция Panasonic — это лишь часть устройств, которые поступают на переработку. Вся утилизируемая в Японии техника поделена на две группы — A и B. Завод PETEC занимается группой А, на него поступает продукция 20 определенных производителей. Техника группы B поступает на другие заводы.

Любопытно, что в апреле 2007 года — через шесть лет после начала работы завода PETEC — на нем переработали 4 млн единиц техники. Говорят, если бы всю эту технику не утилизировали, а в несколько этажей складировали на заводе, помещения предприятия были бы забиты под завязку.