В начале декабря закончилось первое в истории кругосветное путешествие на автомобиле, приводимом в движение чистой солнечной энергией.

Пилотируя автомобиль Solar Taxi, швейцарский школьный учитель Луи Палмер (Louis Palmer) преодолел 52 тыс. км. Ученикам его пришлось подождать: путешествие со средней скоростью 65 км/ч заняло около 17 месяцев. Зато теперь Палмеру наверняка найдется, что рассказать школьникам.

По его словам, автомобиль работал «как швейцарские часы», за все время поездки случилась лишь пара несерьезных поломок. Solar Taxi — это алюминиевый корпус и три колеса, приводимые в движение от энергии солнечных панелей немецкой фирмы Q-Cells общей площадью 6 кв. м. Одного полного заряда хватало для поездки на 100 км. Если погода была достаточно благоприятной, батареи могли выработать 700 Вт энергии (около 1 л.с.), и самого по себе этого было бы достаточно лишь для того, чтобы разогнать автомобиль до 20 км/ч.

Дополнительную энергию ему давала пара 115-килограммовых аккумуляторов: один из них располагался спереди, под капотом, а второй — в прицепе. Батареи также заранее заряжались от солнца, а по ночам Палмер мог подзаряжать их от любой электрической сети. В итоге в хороший солнечный день Палмер преодолевал до 400 км, плюс еще 300 км по ночам. Вместе с прицепом Solar Taxi весит 500 кг и способен набрать до 90 км/ч, потребляя менее 8 КВт/ч на 100 км пробега.

Логично было бы спросить, почему считается, что путешествие Solar Taxi совершил только за счет солнечной энергии, если Палмер подзаряжал аккумуляторы и от обычной электросети? Дело в том, что создатели проекта заранее учли этот момент и соорудили у себя в Швейцарии небольшую солнечную электростанцию, которая вырабатывала энергии столько — и даже больше, — чем получал Палмер из обычной электросети. Тем самым Solar Taxi, как проект, возмещал все потребленное электричество: расчет по‑швейцарски точный.

Интересны и сами аккумуляторы, которые использовались на Solar Taxi. Это довольно необычные батареи Zebra, представляющие собой не традиционные (скажем, Li-Ion), а аккумуляторы на расплавленной соли, емкость которых вчетверо выше, чем у обычных того же веса, а вреда окружающей среде они наносят намного меньше. Батареи Zebra рассчитаны на 1 тыс. перезарядок, что (теоретически) могло бы позволить проехать на Solar Taxi около 400 тыс. км. Главный минус таких батарей — то, что соль в них необходимо держать в расплавленной форме, при температуре от 270° до 350 °C, что требует большого внимания к теплоизоляции.

Все эти агрегаты обошлись создателям Solar Taxi недешево: по их оценкам, на эти деньги они могли бы приобрести пару спортивных Ferrari. Однако расчеты показывают, что при массовом производстве автомобиль, подобный Solar Taxi, обойдется примерно в 10 тыс. евро, плюс 4 тыс. евро — его солнечные батареи.

Напомним и об еще одном рекордсмене — автомобиле Xof1, который, используя одну лишь солнечную батарею, преодолел 15 тыс. км. Казалось бы, с Solartaxi ему не сравниться… однако есть один важный нюанс: сделал он это, двигаясь только за полярным кругом. Читайте: «Солнечный рекорд».

По публикации Gizmodo