Компании New Line не удалось добиться включения Энди Серкиса в число номинантов на «Оскар». Но самая высокая оценка работы мастеров по спецэффектам пришла откуда не ждали. В письме, присланном на официальный сайт «Властелина колец», женщина рассказала, что ее глухой муж никогда раньше не мог прочитать по губам реплики виртуальных актеров и героев мультфильмов. И первым исключением из правил стал Горлум: «его губы движутся как у человека».
«Оскар» для виртуала?
«Властелин колец» стал этапным и в другом отношении. Виртуальные актеры становятся всё умнее и обзаводятся искусственным интеллектом. Каждый участник огромной компьютерной массовки в эпизоде битвы у Хельмовой Пади сражался индивидуально, согласно обычаям своего племени, и мог различать противников и сторонников. Для этого команда Джексона разработала программу под названием Massive, которая также позволяла смотреть на битву глазами каждого из бойцов.
Заменят ли в будущем Джулию Робертс и Харрисона Форда умные и послушные виртуальные актеры? Они не капризничают, не требуют высоких гонораров, не стареют, делают любые трюки и могут работать 24 часа в сутки. Пока до этого еще далеко, да и затраты на создание таких чудоисполнителей не сопоставимы с доходами. Но, согласно закону Мура, возможности компьютеров удваиваются каждые 18 месяцев. По самым оптимистичным, или наоборот, прогнозам, полноценных виртуальных звезд мы получим уже через десять лет. Специалисты говорят, что если бы кино было немым, это случилось бы раньше: компьютерная генерация голоса сильно отстает от изображения.
Виртуальные звезды, несомненно, будут, но это будет другое кино, другие режиссеры и другие сценаристы. Сложной драматургии цифровые актеры не потянут, а слабый сценарий гениальной игрой не спасут. Появится и другой механизм раскрутки, с которым еще предстоит определиться: недаром реальную Симону представляли как виртуальную, а цифровую Аки Росс раскручивали, наоборот, как живую актрису. Не придется ли нанимать каждому цифровому актеру бригаду спичрайтеров и сочинителей пикантных подробностей из личной жизни?
Все это весьма беспокоит тех актеров, которые склонны задумываться о будущем. Первым на эту тему высказался Том Хэнкс. Он переживает, что не слишком разборчивые в средствах фильм-мейкеры будущего смогут использовать его внешность без его согласия, но с фатализмом соглашается с тем, что нечто подобное неизбежно и поделать ничего нельзя. Более того, уже сейчас он снимается в картине «Полярный экспресс», где на основе игры реальных актеров будут созданы цифровые персонажи.
Режиссеры, которые прославились активным использованием спецэффектов, тоже не испытывают большого энтузиазма по поводу цифровых актеров. «Не думаю, что когда-либо использую компьютер для создания героя-человека, — говорит Джордж Лукас. — Это просто не сработает. Для этого нужны актеры...» «Мы можем одурачить глаз, но трудно обмануть сердце, — считает Эндрю Никкол. — Нельзя влюбиться в искусственного актера, разве что в героев "Истории игрушек". И невозможно добиться гениальной игры от пикселей».