Больше ста лет назад Джону Данлопу пришла в голову замечательная идея накачивать автомобильные шины воздухом — мы рассказывали об этом в заметке «Как по воздуху». Преимущества этого решения оказались столь велики, что с тех пор все автомобили, от крохотных легковушек до гигантских самосвалов, ездят только на резиновых, накачанных воздухом шинах — по дорогам и по бездорожью. Но инженеров не оставляет надежда создать им достойную замену, шины, которые не придется накачивать и которые не боятся проколов.

Есть такая задумка и у компании Michelin, которая уже не первый год продолжает работу над концепцией «безвоздушной» шины Tweel. Впервые она была представлена еще в 2005 г. Внимательные читатели наверняка уже заметили, что название ее — «гибрид» английских слов «шина» и «колесо» (tire и wheel), так что по‑русски ее можно назвать «колешиной».

В самом деле, здесь не используется традиционная схема колеса — обод плюс шина. К оси автомобиля монтируется твердый диск, от которого отходят полугибкие полиуретановые спицы, клином сходящиеся друг с другом уже на внешней поверхности, которая непосредственно контактирует с дорогой. Упругость накачанного под давлением воздуха здесь заменяется упругим изгибанием спиц, амортизирующих все неровности дороги.

Используя «колешины» с разной степенью упругости спиц, можно добиваться разного поведения автомобиля на трассе — так, как это делается за счет разной степени накачанности обычных шин. Но, в отличие от надувных шин, эта характеристика у Tweel не регулируется: придется менять колесо.

Прототипы Tweel разных видов прошли тестирование и на легковых автомобилях Audi, и на мощной тяжелой технике Caterpillar. И уже тогда обнаружились некоторые загвоздки, которые до сих пор не позволяют запустить «колешины» в массовое производство.

Первая проблема — вибрация: уже на 80 км/ч вы будете ощущать ее довольно чувствительно. Вторая проблема — Tweel шумны. Третья — при долгих поездках на большой скорости они перегреваются.

Но есть и четвертая сложность: сама индустрия, одним из лидеров которой является Michelin. «Колешины» Tweel требуют совершенно других технологических процессов, а все существующие шинозаводы понадобится полностью переоснащать. Потребуются существенные изменения и в подвеске автомобилей — и всем том колоссальном бизнесе, который связан с их производством и обслуживанием.

Все это также ставит под серьезный вопрос всю перспективу представления столь радикальной новинки для широкой публики. Тем более, что есть и другие варианты создать шину, которая не боится проколов. Читайте: «С дырочкой в правом боку».