В мире часового искусства с конца XVIII века слово «турбийон» воспринимается как синоним высшего мастерства, исключительной точности и космических цен. НО для некоторых часовых мастеров классический турбийон — лишь отправная точка для инженерных экспериментов

Breguet Tourbillon Classique Grand Complication
Идея марки Стивена Хольцмана Maitres du Temps — объединять усилия лучших часовых мастеров мира для создания самых необычных часов
Оправа бриллианта Роберт Грёбель и Стивен Форсей разработали необычный полукруглый циферблат часов Greubel Forsey Invention Piece 1, чтобы визуально подчеркнуть расположенный в его центре турбийон с углом наклона 30 градусов — свое первое и самое главное изобретение. Странное на первый взгляд расположение цифр на нем (не по порядку) объясняется просто: изобретатели непременно хотели расположить цифры 12 часов 00 минут на привычном для каждого человека месте — в верхней части циферблата
Цилиндр внутри сферы Сердце механизма часов Jaeger-leCoultre Reverso Gyrotourbillon 2 — сферический двухосный турбийон, в котором спусковой механизм вращается сразу в двух перпендикулярных плоскостях. Сферическая каретка, вращающаяся в плоскости циферблата, содержит внутри себя еще одну цилиндрическую каретку, которая поворачивается в перпендикулярной плоскости. На внутренней каретке располагается необычный спусковой механизм с цилиндрической спиралью
Трехмерный турбийон Швейцарский мастер Франк Мюллер потряс мир часовой механики, создав турбийон, вращающийся в трех перпендикулярных плоскостях. За час, в течение которого внешняя каретка турбийона совершает один оборот, спусковой механизм успевает поработать под всеми возможными углами относительно корпуса. Внутри большой рамки, которая приводится в движение минутным колесом, находится средняя рамка, совершающая один оборот за восемь минут. Внутри средней рамки располагается каретка классического минутного турбийона

От создателей турбийона

Идея разместить баланс и механизм спуска на вращающейся каретке впервые пришла в голову Аврааму Луи Бреге. Таким способом французский часовщик рассчитывал нейтрализовать погрешность хода часов, возникающую в результате воздействия гравитации на несимметричные детали механизма. В те времена технологии не позволяли сделать идеально ровным даже колесо баланса, а значит, находясь долгое время в том или ином положении (скажем, в кармане), часы могли значительно отстать или уйти вперед. Вращая спусковой механизм, Бреге добивался взаимного уничтожения погрешностей положения. Подробнее об устройстве спусковых механизмов и турбийона можно узнать в «ПМ» № 5'2007. Этот материал посвящен эволюции величайшего часового усложнения.

Кремниевый турбийон

Сегодня даже турбийон классической конструкции значительно отличается от того, что изобрел в свое время Бреге. В XVIII веке колесо баланса трудно было сделать по‑настоящему симметричным, поэтому турбийон действительно мог увеличить точность хода часов. Современные технологии позволяют делать идеально сбалансированные и очень легкие детали спускового механизма, поэтому наличие турбийона скорее отрицательно сказывается на точности за счет усложнения конструкции и дополнительных энергетических потерь на вращение каретки. Тем не менее часовые производители не спешат отказываться от символа исключительного мастерства, стремясь усовершенствовать турбийон и сделать его более точным. Специалисты компании Frederique Constant потратили более трех лет на разработку собственного мануфактурного турбийона. Результатом их усилий стали часы Frederique Constant Tourbillon Manufacture с кремниевым спусковым колесом.

Парящий турбийон

Турбийон — произведение искусства, гордость мастера и показатель статуса владельца. Такую красоту просто нельзя скрывать от восхищенных взглядов. Ось каретки классического турбийона крепится к мостам снизу и сверху, поэтому окно в циферблате с видом на «карусель» обязательно пересекается неподвижным мостом. Парящий турбийон предстает перед владельцем во всей своей обнаженной красе, ибо ось его крепится к мосту только снизу. Сделать такой турбийон чрезвычайно сложно. Каретка со спусковым механизмом — весьма тяжелый узел, и крепление его в одной точке сопряжено с энергетическими потерями и погрешностями хода из-за трения. Компания Ulysse Nardin, визитной карточкой которой стало использование в механических часах необычных современных материалов, реализовала парящий турбийон с помощью прозрачного верхнего моста. В часах Royal Blue Tourbillon не только каретка, но и прочие детали механизма как будто парят в воздухе.

Турбийон в четвертой степени

Пожалуй, любимое занятие часовых мастеров Роберта Грёбеля и Стивена Форсея — экспериментировать с турбийонами. Их визитная карточка — двойной турбийон с 30-градусным наклоном — фактически представляет собой два турбийона в одном. Внутри одной каретки, расположенной классическим образом и совершающей один оборот за четыре минуты, вращается еще один минутный турбийон, ось которого наклонена на 30 градусов по отношению к вертикали. Двойной турбийон призван бороться с основной проблемой наручных часов: в отличие от карманных часов времен Бреге, которые всегда находились в вертикальном положении, наручным приходится жить в самых разных плоскостях. Вращаясь в разных плоскостях, турбийон оказывается полезен в любом положении относительно горизонта.

В часах Greubel Forsey Quadruple Tourbillon e Differentiel целых два двойных турбийона располагаются по соседству. Импульс от двух систем спуска передается на часовой механизм через сферический дифференциал — гордость Роберта и Стивена. Турбийоны вращаются в противоположных направлениях, дополнительно сглаживая погрешности хода, связанные с положением часов в пространстве. Одно из последних изобретений Грёбеля и Форсея — скоростной 24-секундный наклонный турбийон. Его каретка, состоящая из 88 деталей, весит всего 0,39 г. В настоящее время изобретатели пытаются применить сферический дифференциал, чтобы передавать на механизм энергию нескольких заводных пружин. Эта технология призвана снизить влияние силы завода пружины на частоту колебаний баланса.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2008).