В декабре заработает самая грандиозная канатная дорога в мире — она свяжет между собой две крупные горные вершины на известнейшем горном курорте Северной Америки. Гондола пронесет пассажиров на расстояние больше 3 км над ущельем между двумя опорными башнями. В окна они увидят дно долины в четырехстах метрах под собой

Тросы весом по 97 т были доставлены из Швейцарии. В фундаменты под опорные башни залито 3800 м³ бетона
Тросы Большинство кресельных подъемников работают на одинарных тросах. В этой канатной дороге использовано четыре стационарных троса из углеродистой стали, которые висят неподвижно и служат поддержкой для катающихся по ним гондол, а также закольцованный бегущий трос, который приводит все гондолы в движение. «Стационарные тросы представляют собой что-то вроде рельс, подвешенных над долиной», — поясняет Уэйн Уилтс, менеджер по эксплуатации канатных дорог этого курорта. Каждый из 97-тонных тросов может выдерживать нагрузку в 350 т и с учетом провисания растягивается до длины 4500 м. Добавочные тросы препятствуют раскачиванию, так что канатная дорога будет совершенно безопасна при скоростях ветра до 80 км/ч.

Феерический полет

Если вы боитесь высоты, вам лучше забыть о новой канатной дороге, которая связывает между собой две горные вершины на лыжном курорте Уистлер Блэккомб в Британской Колумбии. Пассажирские гондолы летают здесь на высоте 435 м. Между двумя соседними опорными башнями они проходят расстояние 3 км. Это самый большой в мире пролет для устройств подобного рода. Строительство канатной дороги стоимостью $52 млн началось в 2007 году. Первым делом поставили стальные опоры. С одного из швейцарских заводов привезли пять гигантских катушек с тросом. Сначала они прошли через Панамский канал и морским путем вверх до штата Вашингтон. Затем поезд довез их до города Уистлер, где их погрузили на 48-колесные платформы, а дальше тягачи тянули и толкали эти платформы по вьющейся горной гравийной дороге со средней скоростью 1,5 км/ч. На дорогу ушло три месяца, а для того чтобы протянуть тросы через долину, потребовалась помощь вертолетов. Канатная дорога откроется в декабре и позволит гостям самого крупного горнолыжного курорта в Северной Америке быстро перебираться с горы Уистлер на гору Блэккомб, имея возможность кататься с каждой из них, не спускаясь на дно долины. Новому фуникулеру предстоит напряженная работа: во время Олимпийских игр 2010 года, которые будут проводиться в близлежащем Ванкувере, этот курорт выступит в роли гостеприимного хозяина, предоставив свои трассы для проведения горнолыжных мероприятий.

1. Система привода

Канатную дорогу приводит в движение система привода мощностью 2400 л.с., расположенная на вершине горы Уистлер. В нормальном режиме ее мощность составляет всего 900 л.с., остальной запас требуется для того, чтобы выдержать стартовую перегрузку. Система представляет собой два мотора переменного тока, которые крутят горизонтальный шкив диаметром 5 м. Через шкив перекинут тяговый трос, приводящий в движение гондолу, которая катится по неподвижным несущим тросам. Второй шкив, установленный на вершине Блэккомб, оборудован гидравлическим натяжителем тягового троса.

2. Несущие опоры

Трос поддерживают четыре несущие стальные башни — по две на каждом склоне. Их собирали посекционно с помощью подъемного крана, а стыковку вела бригада швейцарских альпинистов. Самая большая из опор имеет высоту 64 м. Их общая масса — 441 т, а общий объем бетонных фундаментов — 3800 м³.

3. Гондолы

Канатная дорога состоит из 28 гондол, которые движутся со скоростью 27 км/ч и преодолевают пятикилометровый путь за 11 минут. В каждой гондоле размещаются по 28 пассажиров, так что за час канатная дорога может перенести 4100 человек. Две гондолы имеют прозрачный пол, так что любители острых ощущений могут любоваться долиной прямо у себя под ногами. Когда гондола приходит на станцию, она отцепляется от тягового троса и тормозится на пневматических колесиках. Дальше по направляющему рельсу она приходит к перрону, где пассажиры могут зайти и выйти. Затем кабина разгоняется до скорости тягового троса, происходит стыковка, после чего начинается полет над пропастью.

4. Средства спасения

Если откажет главная силовая установка, заработает резервный дизельный привод мощностью 270 л.с. Его мощности хватит, чтобы отправить в путь по несущим канатам четыре спасательные кабины, которые будут возвращать на станции зависшие пассажирские гондолы. «Даже если откажет вся остальная механика, мы все равно сможем спасти всех пассажиров из этой огромной ловушки», — говорит Уоррен Спаркс, генеральный исполнительный директор компании Doppelmayer CTEC Ltd, которая изготовила это чудо. У каждой спасательной кабины имеется рука-манипулятор, которая может уцепиться за парализованную гондолу и отбуксировать ее к одной из опор. Там пассажиров будут спускать на землю с помощью альпинистских веревок и обвязок с высоты, которая может превышать 60 м.

5. Система раннего предупреждения

Чтобы избежать катастроф (хотя бы таких, как в 1998 году в Италии, когда самолет повредил трос канатной дороги), в этом фуникулере предусмотрена система раннего предупреждения, известная как OCAS — система предупреждения столкновений с препятствиями. С помощью радара эта система отслеживает пролетающие неподалеку самолеты. Как только замечена угроза, на башнях загораются мигалки и звуковое предостережение передается на радиочастотах, которыми пользуются в авиации. «Те предостерегающие красные шары, которые обычно вешают на канаты подвесных дорог, не очень заметны для пилотов скоростных самолетов», — объясняет Уоррен Спаркс.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2008).