Bombardier демонстрирует свой взгляд на будущее персональных транспортных средств

Компания Bombardier известна в основном как изготовитель снаряжения для активного отдыха. Последний писк — представленный здесь прототип моноцикла EMBRIO, который фирма позиционирует как «средство индивидуального передвижения в развлекательных целях». По своим параметрам онo как мотоцикл с объемом двигателя 1000 куб. см, но не засоряет окружающую среду (источником питания служит водородный элемент). В отличие от нашумевшего устройства под названием Segway, которое снабжено двумя колесами, у моноцикла, как следует из названия, всего одно колесо. Почему он не падает? Тут есть две хитрости. Во‑первых, аппарат снабжен системой гироскопов и, в принципе, способен сохранять равновесие даже без седока, просто балансируя на месте. Но на это расходуется энергия, поэтому в любой момент, когда скорость устройства составляет менее 20 км/ч, у него спереди, как у реактивного самолета, «вырастает» двухколесное шасси. Так что в «состоянии покоя» устройство представляет собой трехколесную конструкцию. Зато, разогнавшись, это чудо сможет развить скорость 250−300 км/ч.

Мы побеседовали с вице-президентом по дизайну и инновациям компании Bombardier Дэни Лапойнтом. Он рассказал, что история этого моноцикла начинается в 1986 году, когда на выставке «World Expo», проходившей в Ванкувере (Канада), его компания представила концепт-кар ERA. Это был скорее автомобиль, хотя и одноколесный. Его так никогда и не сделали, но разработки, положенные в его основу, послужили развитию проекта EMBRIO.

Нас очень интересовал вопрос, как будет тормозить EMBRIO. Дэни ответил, что принцип торможения очень сходен с системой ABS: колесо замедляется до потери контакта с дорогой. Каким будет положение пассажира, остается неясным, ведь потрогать устройство нельзя — это не работающий прототип, а просто концепт средства передвижения, которое может появиться лишь в 2025 году. На наш прямой вопрос, сколько лет займет разработка, Дэни ответил, что лет десять интенсивных разработок — и, наверное, можно было бы построить работающий прототип. А пока вместе помечтаем о поездке на совершенно футуристическом аппарате. В следующий раз мы расскажем о том, как устроена реальная машина под названием «Segway».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2003).