Космос: новости: 14-20 ноября 2008 г.

Женщина на орбите: в ходе выхода в открытый космос потерялась сумочка. Индийский зонд достиг лунной орбиты и сбросил на спутник ударный модуль. С Плесецка стартовал военный спутник, а грузовик «Прогресс» отстыковался от МКС. В США для установки на новый марсоход доставлен российский прибор ДАН. К МКС запущен шаттл Endeavour с 6-ю астронавтами. Во время старта от него, как обычно, оторвались фрагменты теплоизоляции. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

14 ноября

Индийский зонд Chandrayaan-1 достиг расчетной орбиты в 100 км над поверхностью Луны. Теперь аппарат будет совершать полный оборот вокруг естественного спутника Земли за два часа. Он уже начал выполнять научные измерения с помощью двух приборов — камеры для картографирования поверхности Луны и прибора для анализа ионизирующего излучения. В то же время, отделяемый ударный зонд Chandrayaan-1 достиг поверхности Луны и врезался в лунную твердь в районе южного полюса в 18:04 по московскому времени.

В 18:50 по московскому времени с космодрома Плесецк осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-У» с военным спутником на борту. Через девять минут космический аппарат был выведен на целевую орбиту. Спутник получил обозначение «Космос-2445».

В 19:20 по московскому времени произошло отделение от МКС грузового транспортного корабля «Прогресс М-65». Корабль отправился в автономный полет вплоть до затопления, которое намечено на 7 декабря. До этого времени на нем будет проведен ряд научных экспериментов.

Жидкостный двигатель J-2X для будущей ракеты NASA Ares прошел освидетельствование специальной комиссии, в состав которой вошли инженеры и представители агентства. Предполагается, что двигатель будет установлен на второй ступени ракеты-носителя, которую NASA разрабатывает в настоящее время. В отличие от первой ступени, которая по своей схеме является почти точной копией ракеты, используемой для запуска шаттлов, вторая является новой разработкой.

Председатель национального космического агентства Казахстана Талгат Мусабаев сообщил, что казахский космонавт полетит на МКС в октябре 2009 г. Еще с июня 2003 г. два кандидата в космонавты — Мухтар Аймаханов и Айдын Аимбетов — начали проходить подготовку вместе с российскими космонавтами.

Российский прибор ДАН доставлен в США и сейчас устанавливается на борт марсохода Mars Science Laboratory. В сентябре будущего года ему предстоит отправиться в космическое путешествие и осуществить мягкую посадку на поверхность Марса. Новый прибор принципиально отличается от прибора HAND, тоже созданного в России уже более 7 лет успешно работающего на околомарсианской орбите на борту аппарата Mars Odyssey. Если HAND, открывший на Марсе воду, регистрирует нейтроны, выбиваемые с Марса космическими лучами, то в ДАНе применен активный метод с использованием нейтронной пушки. ДАН будет обстреливать поверхность Марса пучком нейтронов, а по характеристикам регистрируемого потока возникающих вторичных нейтронов можно будет судить о присутствии в марсианском грунте водяного льда и его слоистой структуре.

Используются по целевому назначению все 17 спутников системы ГЛОНАСС, находящихся в настоящее время на околоземной орбите. Вчера в систему введен третий из спутников, запущенных в сентябре нынешнего года.

15 ноября

В 03:55 по московскому времени из Космического центра имени Кеннеди осуществлен пуск космической системы многократного использования Space Shuttle по программе STS-126. На корабле к МКС отправился экипаж в составе: Кристофер Фергюсон (Christopher Ferguson, командир), Эрик Боу (Eric Boe), Дональд Петтит (Donald Pettit), Стивен Боуэн (Stephen Bowen), Хайдемари Стефанишин-Пайпер (Heidemarie Stefanyshyn-Piper), Роберт Кимброу (Robert Kimbrough), Сандра Магнус (Sandra Magnus). Программой полета предусмотрены: подготовка МКС к постоянной работе на её борту экипажа из шести человек; смена на борту МКС бортинженера-2; дооснащение МКС с использованием грузового модуля MPLP Leonardo; проведение на внешней поверхности американского сегмента работ по обслуживанию и дооснащению МКС; возвращение оборудования и доставка на Землю результатов экспериментов, проводимых на МКС.

Марсоход Spirit передал на Землю сигнал, свидетельствующий о его работоспособности. Аппарат, который попал в пыльную бурю, был переведен учеными в режим жесткой экономии электроэнергии. Как сообщается в пресс-релизе NASA, эти меры показали свою эффективность. Spirit не перешел в аварийный режим и продолжил принимать команды с Земли.

16 ноября

Сообщается, что через 2 минуты 33 секунды после старта корабля многоразового использования Endeavour около корпуса шаттла были замечены небольшие по размеру посторонние объекты. Вероятнее всего, это снова были куски пены от внешнего топливного бака. Съемка показала, что они не приходили в соприкосновение с шаттлом. Астронавты развернули механическую руку-манипулятор для исследования корпуса шаттла на предмет возможных повреждений. Они на орбите могут никак не сказываться на работе корабля и жизни экипажа, но при возвращении на Землю способны привести к самым серьезным последствиям.

17 ноября

В 01:01 по московскому времени корабль многоразового использования Endeavour успешно состыковался с Международной космической станцией.

Специалисты NASA заявили, что отрыв куска теплоизоляции, скорее всего, произошел в хвостовой части шаттла, которую астронавты пока не смогли обследовать. Они считают проблему незначительной, так как хвостовая часть корабля не подвергается существенным тепловым перегрузкам и не станет препятствием к возвращению корабля на Землю.

18 ноября

Специалисты Индийской организации космических исследований (ISRO) начали получать первые научные данные с зонда Chandrayaan-1. К проведению замеров приступил лазерный альтиметр LLRI, позволяющий с высокой точностью определять величину любых возвышенностей и впадин на поверхности спутника.

РКК «Энергия» получила кредит Сбербанка России на строительство транспортных кораблей «Прогресс» и пилотируемых кораблей «Союз» на сумму 2,9 млрд рублей и сроком до 12 ноября 2010 г. До сих пор отсутствие кредита ставило под вопрос продолжение строительства кораблей, которые необходимы для обеспечения работы МКС.

На 2 недели марсоход Spirit перейдет в режим ожидания. Такая мера связана как с последствиями недавней пыльной бури, так и с неудачным расположением Земли и Марса друг относительно друга. С 30 ноября планеты будут располагаться с противоположных сторон от Солнца, и радиосвязь с аппаратом будет затруднена.

19 ноября

Реконструкция московского планетария обойдется в 1 млрд рублей. Об этом сообщил руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Москвы Владимир Силкин. Недавнее признание судом долга планетария перед городом, по его словам, позволит уже вскоре — к концу 2009 г. — провести его ремонт и открыть снова. Время пошло.

Американские астронавты Хайдемари Стефанишен-Пайпер и Стив Боуэн завершили первый выход в открытый космос в рамках нынешнего полета шаттла. Проведя в открытом космосе 6 часов 52 минуты, они выполнили целый ряд задач, главной из которых была работа по замене механизмов, отвечающих за вращение панелей солнечных батарей. В ходе этого Пайпер потеряла сумку с инструментами: смазка из смазочного пистолета попала в нее. Пока Хайдемари очищала их, сумка была потеряна и улетела в открытый космос. Пайпер пришлось заканчивать работу, используя инструменты из сумки своего напарника.

«Новости космонавтики»