Хотя Атлантический океан люди пересекают со времен Христофора Колумба, начало регулярному трансатлантическому сообщению было положено только в 1840 году, когда канадский предприниматель Самуэль Кунард основал специально для этого в Англии судоходную компанию Cunard Lines, выведя на маршрут между Старым и Новым Светом пароход Britannia. С тех пор Cunard почти столетие оставался ведущим трансатлантическим перевозчиком, а его все более крупные великолепные пассажирские лайнеры, название которых традиционно оканчивалось на «ia» (Mauretania, Aquitania, Lusitania и другие), чаще всего удерживали приз за самое быстрое пересечение Атлантики — знаменитую «Голубую ленту».

Самолеты потопили пароходы

50е годы ознаменовались закатом традиционного коммерческого пассажирского судоходства. Появление реактивных пассажирских самолетов сделало пересечение Атлантики быстрым и относительно дешевым, а прекращение массовой иммиграции в США из Европы лишило судоходные компании главного источника доходов — многочисленных пассажиров третьего класса, готовых с целью попасть в «страну великих возможностей» набиваться в трюмы без особых претензий на комфорт. В результате через десятилетие осталась одна единственная компания, по прежнему совершавшая регулярные пассажирские рейсы лайнеров через Атлантический океан — Cunard Lines, сделавшая ставку на относительно немногочисленную группу достаточно богатых людей, готовых потратить шесть дней для совершения приятного и комфортабельного плавания в ущерб скорости.

Круизы как спасение

Начиная с 80х годов сектор круизного туризма переживает настоящий бум. Повышение «благосостояния трудящихся» на Западе достигло такого уровня, когда спрос на морские путешествия стал действительно массовым, а крупные капиталовложения в них — высокорентабельными. В результате на рынок хлынуло большое количество операторов, организующих круизы и обзаводящихся все более роскошными круизными судами, — от традиционных судоходных фирм до компании Walt Disney. Стремление в условиях значительной конкуренции обеспечить потенциальным клиентам все более и более комфортабельные условия на борту судов наряду с сугубо экономическими соображениями, по которым эксплуатация одного крупного судна обходится дешевле, чем двух, вдвое меньших по пассажировместимости, привели к беспрецедентному росту размеров и тоннажа сооружаемых в последние годы круизных лайнеров.

В 1996 году компания Carnival Cruise Lines вводит в эксплуатацию лайнер Carnival Destiny вместимостью 101 тыс. брт, принимающий 3400 пассажиров. Компания Princess с 1998 года построила три 109тысячетонных круизных судна (Grand Princess, Golden Princess и Star Princess) пассажировместимостью по 2600 человек. Компания Royal Caribbean International в 1999 году пополнила свой флот лайнером Voyager of the Seas тоннажем 142 тыс. брт, берущим 3114 туристов, на следующий год дополнив его однотипным Explorer of the Seas.

В этих условиях компания Cunard Lines решила сделать ход конем, заказав с целью замены своего стареющего флагмана Queen Elizabeth 2 новое громадное судно вместимостью 150 тыс. брт — самое большое в мире из доселе построенных и всецело соответствующее современным требованиям не только к рейсовому, но и к круизному лайнеру, ведь использовать его предполагается, подобно Queen Elizabeth 2, в обоих ипостасях. Владение таким самым большим в мире судном для компании вдвойне важно по престижным соображениям, ибо возвращает ей репутацию эксплуатанта рекордных по размерам лайнеров, завоеванную во времена первых Queen Mary и Queen Elizabeth. К тому же исполинские размеры нового судна позволяют создать на нем уровень комфорта, превосходящий уровень специализированных круизных лайнеров компаний-конкурентов.

Queen Mary 2

Конкурс на строительство нового гигантского лайнера Cunard Lines, получившего по традиции название Queen Mary 2, в 1998 году выиграла с проектом G32 находящаяся в Сен-Назере французская верфь Chantier de l’Atlantique, входящая в состав ALSTOM Group. Эта компания располагает в Сен-Назере вторым по величине в мире судостроительным доком длиной 885 м и шириной 66 м, оборудованным 750-тонным и 255-тонным мостовыми кранами (более крупным является только принадлежащий японской компании Mitsubishi 1000-метровый судостроительный комплекс в Кояги близ Нагасаки). Известие о том, что судно, призванное стать в будущем одной из визитных карточек Великобритании, будет строиться во Франции, вызвало определенное недовольство общественности в Англии. Но, увы, британская судостроительная промышленность просто не в состоянии ныне вести строительство таких больших судов.

Ожидается, что 8 января 2004 года будет произведена торжественная церемония «крещения» судна Ее Величеством королевой Елизаветой II, а уже 12 января Queen Mary 2 отправится с пассажирами на борту в свой первый двухнедельный «прогулочный» трансатлантический рейс из Саутгемптона через Мадейру, Канарские острова и Барбадос в Форт-Лодердейл во Флориде. Затем с 31 января из Форт-Лодердейла будет совершен 11-дневный круиз по Карибскому морю. После этого предполагается плавание на карнавал в Рио-де-Жанейро и обратно и другие круизы из Флориды. Наконец 18 мая Queen Mary 2 выйдет из Нью-Йорка в свой первый «регулярный» рейс через Атлантику в Саутгемптон, по традиции занимающий, как и у Queen Elizabeth 2, шесть дней. И как у «старшей сестры», такие плавания будут чередоваться с круизами по традиционным «развлекательным» маршрутам. Предполагается также плавание на Олимпийские игры в Афинах.

Снаружи и внутри

Архитектура Queen Mary 2 сознательно выполнена подчеркнуто консервативной, в стиле лайнеров-трансатлантиков «великой эпохи» — в противовес футуристическому виду многих современных лайнеров, «слоеных пирогов». Тем не менее конструктивно Queen Mary 2 — ультрасовременное судно со многими технологическими новшествами.

Наиболее интересной технической особенностью нового лайнера является его энергетическая установка. Queen Mary 2 стала шестым судном в мире, на котором применяется новый движитель MerMaid (совместная разработка ALSTOM и Rolls-Royce), представляющий собой подводную обтекаемую гондолу с 20-мегаваттным электродвигателем, вращающим тянущий гребной винт. Четыре такие гондолы установлены в корме, причем две неподвижно, а две способны вращаться на 3600, заменяя тем самым обычные рули, которые на этом судне отсутствуют. Электроэнергия для этих мощных электродвигателей, как и для жизнедеятельности на борту, вырабатывается в запрятанном в глубь корпуса машинном отделении четырьмя дизелями финской фирмы Wartsila и двумя газовыми турбинами General Electric LM2500. Суммарная мощность этих шести двигателей составляет 157 тыс. л.с., что обеспечит судну полную скорость хода 30 узлов (при пересечении Атлантики лайнер должен идти 28,5-узловым ходом). Утверждается, что такой тип движителя позволяет обеспечить небывалые доселе бесшумность и отсутствие вибрации. В то же время поступали сообщения, что на других круизных лайнерах с движителями MerMaid были проблемы, приводившие даже к отмене рейсов.

Общая пассажировместимость Queen Mary 2 — 2620 человек, размещаемых в 1320 каютах, причем в 1020 из этих кают (76%) есть балконы. Cвоего рода мировой рекорд. Большинство кают — двухместные, по 18 м², люксы — 27 м², апартаменты — 36 м². Их 78. Для любителей особой роскоши — 6 пентхаусов (по 53 м2), 4 люкс-пентхауса (от 80 до 100 м2) и пять двухэтажных апартаментов (153 м2 на первом этаже и 53 м² на втором), имеющих по две стеклянные стены с видом на океан. Все каюты первого класса обеспечиваются персональной прислугой. Стоимость билетов на шестидневное трансатлантическое путешествие колеблется от $1500 до $1700 за «обычную» 18метровую каюту и до $20 тыс. за размещение «по высшему разряду», причем «в сезон» эти цены будут еще выше.

Всего на корабле 17 пассажирских палуб, причем высота межпалубных помещений составляет 3,5 м. Для обслуживания пассажиров имеется 12 ресторанов, пабов и клубов, причем общее руководство возьмет на себя один из самых известных кулинаров в мире Даниел Боулуд. Центром светской жизни должен стать Королевский зал, рассчитанный на 1100 сидячих мест. На лайнере также есть кинотеатр на 570 мест, театр, библиотека и даже (впервые в мире на судне!) планетарий. О бассейнах, теннисных кортах и спортивных залах и площадках не стоит и упоминать. Специально для ценителей прекрасного создана судовая картинная галерея, в которой находится около 300 полотен общей стоимостью более $5 млн. Большое количество торговых точек венчает супермаркет площадью 483 м². Зимний сад занимает 2323 м², а солярий на двенадцатой палубе — 1960 м². Многие палубы и зоны отдыха соединены эскалаторами. Система Thuraya обеспечивает высокоскоростной спутниковый доступ в интернет в любой точке земного шара.

Общая численность команды и обслуживающего персонала судна составляет 1253 человека. Первым капитаном Queen Mary 2 был назначен Рональд Уорвик, своего рода «лицо» компании Cunard Lines, который до этого 14 лет был капитаном лайнера Queen Elizabeth 2 и отец которого — Уильям — в свое время был первым капитаном второй «Елизаветы»!

Постройка лайнера Queen Mary 2 — знаковое событие в современном судостроении и мореплавании, свидетельствующее не только о небывалом техническом прогрессе в этих отраслях, но и о своеобразном возрождении трансатлантического пассажирского судоходства. Но не успела вторая «Мария» сойти со стапелей, как конкуренты уже перешли к действиям, стремясь любой ценой превзойти ее. Компания Royal Caribbean International объявила о планах заказать в Финляндии два еще более крупных круизных судна, чем Queen Mary 2, тоннажем 160 тыс. брт и пассажировместимостью 3600 человек каждое, получивших условное название UltraVoyager. Не отстает и компания Carnival Cruise Lines, анонсировавшая намерение построить к концу десятилетия лайнер Ultimate Caribbean Princess в 170 или 180 тыс. брт. Так что недалек тот день, когда мы увидим в море еще более грандиозные плавучие дворцы, чем Queen Mary 2.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2003).