Показано, что активное пользование Интернетом стимулирует работу и развитие важных центров мозга, ответственных за принятие решений и мотивацию.
Компьютеры полезны!: Интернет учит думать
Функциональная МР-томография показывает, насколько сильно поиск информации в Интернете «включает» нейронные сети в нашем мозгу. Слева – активность мозга при чтении, справа – при пользовании Интернетом

«Наши результаты показывают, что компьютерные технологии могут принести физиологическую пользу людям среднего и пожилого возраста, — говорит глава группы исследователей Гари Смол (Gary Small). — Поиск информации в Интернете требует использования сложных схем мозговой активности, упражняет их и улучшает функциональность».

Действительно, с возрастом в мозге происходит ряд не самых радостных изменений, влияющих на его структуру и функции. Сюда входят и снижение активности нейронов, и снижение их числа, и появление амилоидных бляшек, и развитие тау-эффекта, увеличивающего задержку реакции на внешние стимулы. По словам доктора Смола, «поисковая активность» не позволяет мозгу расслабляться и способна поддерживать здоровье и когнитивные (то есть, познавательные) функции мозга. Традиционные примеры подобных действий — игры и ребусы, решение кроссвордов, но с некоторых пор в их числе появилась и такая вещь, как Интернет.

К своему исследованию команда Гари Смола привлекла 24 здоровых добровольцев в возрасте от 55 до 76 лет. Половина участников активно пользовалась Интернетом, тогда как вторая никогда не имела с ним дела. Возрастных, образовательных и половых различий между группами в целом не было. В ходе эксперимента добровольцам предлагали искать ту или иную информацию в Сети, при этом замеряя активность их мозга с помощью функционально-магнитной томографии (о том, как эта удивительная технология позволят заглянуть внутрь наших мозгов, читайте: «Мозги на просвет»).

Предлагалась и другая задача — чтение, причем в этом процессе все участники продемонстрировали равную и значительную мозговую активность, охватившую области, ответственные за язык и речь, чтение, память, а также зрительные центры. Зато при пользовании Интернетом у двух групп добровольцев проявилась серьезная разница. У людей, более опытных в Сети, проявилась активность, которой не было у второй группы, и активность эта охватила области мозга, ответственные за принятие решений и мотивацию. Эти регионы при обычном чтении оставались не задействованы — выходит, что Интернет лучше стимулирует мозг, чем это, безусловно, полезное занятие.

Кроме того, у опытных интернет-пользователей мозговая активность при поиске в Сети была вдвое выше, чем у их «старомодных» партнеров. Минимальная условная единица, которой демонстрируется активность томографом, называется воксель («объемный пиксель»). И, по данным Гари Смола, группа «новичков» при интернет-поиске показала активность в 8,646 вокселей, тогда как их более опытные сотоварищи — аж 21,782 вокселя. Исследователи считают, что такая разница связана с тем, что у первой группы пользование Интернетом не включало привычные контуры, связанные со стратегией эффективного поиска и развивающиеся постепенно, по мере пользования.

Действительно, если сравнивать активность при работе в Сети с простым чтением, то становится очевидным, что для нее требуется вовлеченность не только языковых и зрительных центров, но и областей, связанных с принятием решений: какую ссылку выбрать, на какую нажать, чтобы получить искомый результат? Все эти механизмы стимулируют когнитивные функции мозга.

«Такое простое и рутинное сегодня занятие, как поиск информации в Сети, — поясняет Смол, — улучшает активность мозга, что особенно сказывается на пожилых людях, чей мозг дольше остается способным к обучению».

По сообщению UCLA Newsroom